Притча о блудном сыне одно из моих любимых мест в Писании. Причём начало было положено не прочтением самой притчи в Евангелии, а прочтением книги Гурама Дочаношвили "Одарю тебя трижды". Книга чудесная. Попадись она ловкому издателю он раскачал бы её так, что о ней услышал бы каждый, как например о книге "Сто лет одиночества" Маркеса. Рекомендую всем. Книга втягивает не с первых строк, но если прочтёте скажете спасибо.
Итак, я сначала прочитал Дочаношвилли, а спустя несколько лет взялся за Евангелие и дойдя до притчи о блудном сыне я понял КАК надо читать Евангелие. Я понял, что за каждым простым эпизодом Писания стоит целый мир, надо только суметь его увидеть.
В притче о блудном сыне, при первом прочтении как чёртик из коробочки, выскакивает вопрос о СПРАВЕДЛИВОСТИ. Как же так?! Одному всё, да ещё и незаслуженно, а другому фиг без масла. Но не будем забывать что мир справедливости это ад, а рай это мир любви. Давайте успокоимся и прочтем притчу много раз, каждый раз расширяя, дополняя ситуацию воображением.
Разумеется Иисус говоря об отце имел ввиду Отца. Мудрого, любящего и всевидящего. Отец не просто видит своих сыновей. Он знает их, он знает их прошлое, их путь, их внутреннюю суть. Мы читаем про то, как старший и такой внешне послушный сын совершает смертный грех - зависть. Десятая заповедь: Не желай ничего, что у ближнего твоего. В своей зависти старший сын воплощает Каина. Отец призрел на дар младшего сына - смирение, и не призрел на дар старшего сына - благочестие. Почему? Потому, что смертный грех лежал у порога старшего сына, и он не проявил власти над грехом. От зависти один шаг до убийства.
Всё благочестие старшего сына было принудительным. Он знал, что по праву ему принадлежит и первородство и достойная часть имущества. Но в нем не было любви. Он не любил брата, не любил отца. Наверняка он с жадностью внимал слухам, доходящим до селения, про то как младший сын проматывает состояние. И наверняка он завидовал и раскошествам, и беспутствам младшего сына. Внутренне завидовал, а внешне лицемерно осуждал. И не будь отца, младшего сына по возвращению ждал бы совсем другой приём. Нетрудно себе представить сколько злорадства на него излилось бы.
Поразмыслим об этом. Прочтем ещё раз историю Каина и историю блудного сына. Придём к пониманию того, что никакой козлёнок выделенный старшему сыну не изменил бы его внутренней сути. Способность человека любить и прощать никак не связана с количеством мяса на пикниках с друзьями.
Эта притча о том, что в Божьем мире главное - любовь, что смирение, покаяние, прощение важнее безупречного благочестия.