Пространство и время - категории физические, необходимые для существования в натуральном мире. На них человек образует идеи своего мышления и по ним - разум. Всякий рационально-мыслящий человек, может возвышать свой дух над идеями, берущими свое начало в пространстве и во времени, а так же понимать, что не все можно взвесить, измерить и исчислить.
Нельзя измерить состояния, присущие нашему расположению и разуму.
Наши расположения принадлежат нашей воле. То, что нам нравится - мы любим и желаем; то что вызывает в нас негативные чувства - отвергаем. Эти чувства мы называем эмоциями, и они отражают состояние нашего духа. Мы говорим : "Эмоции переполняют нас". И так по сути и происходит, поскольку они буквально наполняют все наше тело - радостью, счастьем, удовольствием когда мы довольны; гневом, злостью, ненавистью, мщением и тд, когда нас обуревают недобрые чувства. Любовь горячит наши чувства. Мы горим, нам тепло и даже жарко от чувств. Отсюда выражение "горячее сердце", когда речь идёт о душевном человеке ; или "горячая голова", когда говорят о безрассудном. Или, говоря о людях безразличных, равнодушных употребляем выражение : "У него холодное сердце", а, говоря о рассудочном человеке, употребляем выражение "холодная голова", полагая это за трезвомыслие.
Источником тепла является Божественная Любовь, проникая в нас, она наполняет нас жизнью до самых мельчайших часиц нашего существа.
Тоже касается и нашего разума - когда нам открываются вещи доселе неясные, непонятные, мы, как будто находимся в тумане, ничего не видя, идя наощупь. Стоит мелькнуть какой-либо мысли, освещающей то, что совсем недавно было неясно, мы видим это как бы в ярком свете. Это происходит от того, что разум способен понимать истину, а истина - есть свет. Но опять же этот свет невозможно измерить в каких-либо физических параметрах : нельзя определить ни его скорость, ни силу его свечения. Это свет духовный. Или свет Божественной Мудрости. Она таким же образом действует, как Божественная любовь, и мы способны постигать самые невероятные вещи своим разумом.
Если мыслить о Боге натурально, пытаясь представить себе Вездесущность, Всемогущество, Всеведение Господа, то это покажется нам парадоксом, который нас приведёт к непониманию и к неверию. Поднявши свой дух, то есть попытаться мыслить о Боге вне пространства и времени, мы можем понять, что означает Вездесущность Господа. Не пространство и время, а различие состояний в познании истины и в принятии любви определяет нашу приближенность или отдаленность от Бога.
Из своей природной жизни мы можем понять эти состояния духа : например, когда мы ждём свидания с любимым - время тянется бесконечно, когда приятное свидание наступило - время бежит слишком быстро; минуты ожидания могут казаться часами, неприятная работа никогда не кончится, время до отпуска тянется слишком медленно, а сам отпуск пролетает слишком быстро.
Псалом 138 даёт нам, людям, некое представление о Вездесущности, Всеведении Всеприсутствии Божества:
"Иду ли я, отдыхаю ли —Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Ещё нет слова на языке моем, —Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою...
Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни мои, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было. "(Псл. 138,3,45,13,16).