Религии можно разделить на две большие группы и на подгруппы в каждой из них.
Первая большая группа, это религии материалистов. Под материалистами я понимаю не тех, кто отрицает все, кроме материи, а тех, кто не стремится ни к чему, кроме материи (средства достижения материальных целей вторичны, то есть это могут быть и верующие люди, стремящиеся заставить Бога исполнять их материальные желания). Эта группа делится на:
- религии в невежестве - это сатанизм, шаманизм, поклонение духам и привидениям, самая примитивная форма религии; Цель поклонения - исполнение собственных желаний, зачастую преступных.
- религии в страсти - это всевозможные культы предков, почитание могущественной личности - основателя рода или клана, также в наше время формой такой религии можно считать культ личности, вождизм; Цель поклонения - возвышение себя и своей социальной, этнической, религиозной, политической или ещё какой-нибудь группы над другими или обеспечение процветания этой группы.
- религии в благости - поклонение небожителям или полубогам, это весь существующий политеизм - греческий, скандинавский, славянский и так далее. Цель поклонения - обретение райских благ (например, попасть в Вальгаллу или ещё куда).
Вторая группа, это религии трансценденталистов. Они характеризуются поклонением уже не материальным существам, а единому Богу-Создателю, источнику всего остального. Здесь три направления религиозной мысли:
- Бог как безличное Нечто или белый свет. Аналог в индуизме - безличный Брахман. На этом уровне человек уже тянется к духовности и чувствует ее, но смотрит на духовное материальными глазами, поэтому представляет себе дух как полную противоположность материи. У материального есть формы, значит духовное бесформенно; у материального есть имена, значит духовное не имеет имени; у материального есть индивидуальность, значит духовное лишено индивидуальности и так далее. Это философский уровень постижения Бога, исследования Бога, он приводит человека к осознанию безличного белого духовного сияния, но не позволяет заглянуть за него. Библия, Коран и упанишады описывают свет как завесу, которой Бог скрыт от людских глаз (1 Тим. 6:16 "Который обитает в неприступном свете" - в Библии; Хадис: "Воистину, у Аллаха 70 тысяч завес из света" - в Коране; мантра 17 "О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному." - в Шри Ишопанишад).
- Бог в сердце каждого. На этом уровне Бог рассматривается более личностно - как вездесущий, присутствующий везде, в сердце каждого человека и в каждом атоме творения. Человек понимает, что Бог всегда с ним и уже пытается общаться с Богом, а не просто изучает его отстраненно. Бога у себя в сердце обнаруживали многие мистики и святые, этому посвящены целые системы практик, например, аштанга йога.
- Бог как верховная личность. Этот уровень даёт полное понимание Бога, потому что включает в себя все предыдущие. То есть не отрицается, что Бог излучает ослепительное сияние, не отрицается, что Он распространяет Себя повсюду и находится в сердце каждого, но добавляется понимание что над всеми этими аспектами стоит высшая Личность и у этой Личности есть духовная форма, духовные качества и духовная обитель, в которой Бог всегда пребывает.
Высшие религии дают возможность поклоняться верховной личности напрямую, но есть и смешанные варианты, в зависимости от того, что люди готовы принять. Самый широкий выбор дают Веды, там представлен Бог во всех аспектах, то есть каждый может найти практику в соответствии со своим уровнем. Описывается в том числе и поклонение материальным объектам (потому что это тоже чей-то уровень). Но в конечном счёте не рекомендуется поклоняться никому, кроме верховной личности Бога, о которой повествуется в лучшей из пуран - Шримад Бхагаватам или Бхагавата-пуране.