Многие вполне справедливо утверждают, что всеблагому Богу нет нужды оправдываться ни перед кем. Страдания человека являются итогом деятетельности самого человека или его предков, начиная от Адама и Евы. Но такое объяснение страданий никак не устраивает самого человека, отсюда популярный вопрос: "Отчего страдают невинные дети?". Человек хочет справедливого и доброго Бога, но не карающего, как кажется человеку.
Жажду такой справедливости мы видим в Книге Иова, древнейшей в Библии. Иов является таким же грешным человеком как и мы. Тем не менее он не понимает, за что ему посылаются страдания, а увещевания друзей еще больше терзают душу Иова. Из сюжета книги ясно видна причина страданий Иова, но Иов то этого не знает и не может знать, он слышит только вполне разумные речи его друзей, которые нисколько не облегчают положение. Иов восклицает о Боге:
Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. (Иов.9:32-33)
Иов, понимая всю бесперспективность своего желания, ищет суда с Богом. И вот здесь мы должны понять, что Бог является человеку не для того чтобы оправдаться, а оправдывается в глазах человека тем, что является перед ним. Не Бог ищет Своего оправдания, а человек хочет оправдать Бога и Бог настолько любит человека, что предоставляет ему такую возможность. Так и Иов говорит:
А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. (Иов.19:25-27)
Вот она, мечта страдающего. Никакие слова не могут спасти человека, только Сам Бог, явившийся ему. В итоге Бог является Иову. Но как же быть остальным вопрошающим и страдающим людям? Получается Бог о них забыл? Евангелие говорит, что Бог не забыл о них:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин.3:16)
Теперь для спасения любому человеку достаточно иметь общение с Богом через Иисуса Христа, во плоти Которого Бог пришел к людям. Личный суд каждого человека с Богом состоялся, в котором Бог оправдан, а отвергающий божественность Иисуса Христа осужден:
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму. (Ин.3:19)