Обычно противоречия видят в том, что Иаков пишет о том, что вера без дел мертва, а Павел пишет о спасении верой, а не делами.
Но если внимательно прочесть обоих, то окажется, что они пишут об одном и том же. Иаков пишет, что спасающая вера состоит из дел (Иак. 2:18), и Павел пишет, что вера это не просто пассивное принятие чего-то, согласие с чем-то, но "осуществление* ожидаемого" (Евр. 11:1).
Он же приводит примеры именно деятельной веры: "верою Авель принес жертву Богу...", "верю Ной... приготовил ковчег...", "верою Авраам повиновался призванию... и пошел...". И обо всех примерах: "все сии умерли в вере, не получив обетований... но они стремились к лучшему, то есть к небесному".
Итак, у обоих вера это не пассивное, а активное волевое начало, определяющее жизнь и достигающее поэтому обетованного.
- В оригинале существительное: ὑπόστασις — ипостась, осуществленность ожидаемого. Что всё равно указывает на то, что вера это то, что придаёт ожидаемому реальность, а не просто пассивно ждёт.