@Андрей Чудесный, "Да есть у индейцев мифы о потопе, слышал, но пока не находил тексты."
Например:
Легенды американских индейцев
Рассказ ацтеков о всемирном потопе поразительно схож с библейским повествованием о потопе. «Лишь два человека, герой Кокскокс и его жена, уцелели при потопе в лодке, которая остановилась на горе» (Скоч, стр. 103). Затем, вскоре после потопа, великаны соорудили пирамиду в попытке дотянуться до облаков. Такой честолюбивый замысел, как говорится, разгневал богов, которые рассеяли этих великанов огнем, ниспосланным с небес (ср. Бытие 11:1-9).
В древней земле, которую теперь мы именуем Мексикой, одно племя индейцев, известных как толтеки, рассказывало о великом потопе. В их легенде наводнение уничтожило «первый мир» через 1716 лет после его сотворения. Лишь нескольким людям удалось избежать этого всемирного потопа, и они это сделали в «топтлипетлокати» (слово, означающее «закрытый сундук»). После того как эти несколько человек выбрались из запертого сундука, они бродили по земле и нашли место, где построили «закуали» (высокую башню) на случай, если ещё один потоп произойдёт на земле. Во время строительства «закуали» языки толтеков смешались, и они разошлись в разные части мира.
Другое древнее племя Мексики рассказывало историю о человеке по имени Тецпи, спасшемся от потопа на корабле, который был наполнен животными. Подобно Ною, посылавшему ворона (птица-падальщик), который к нему так и не вернулся, и голубя, который возвратился с оливковым листком, «Тецпи выпустил грифа, который не возвращался, кормясь трупами. Затем он выпустил колибри, и она вернулась к нему с веточкой» (Скоч, стр. 104).
Или например:
Мифы о потопе в Доколумбовой Америке:
Мезоамериканские мифы о потопе — мифы о потопе, которые появились в Мезоамерике. Некоторые мифы записаны, другие существуют только в устной форме. Учёные обнаружили связь некоторых мифов с христианством. С другой стороны, есть мифы, которые относятся к доколумбовой эпохе[1].
Так, у народа тлапанек[en] и уастеков существовал миф, согласно которому после потопа выжили мужчина и собака. Согласно мифу, собака может превратиться в женщину, если человек уйдёт от неё на день. В итоге собака становится женщиной, а потомки мужчины и «женщины-собаки» заселяют Землю. У ацтеков и тотонаков существовал другой миф. Он рассказывает о том, как мужчина и женщина выжили, спрятавшись в полом сосуде. После окончания потопа они решают приготовить рыбу. Но дым, возникший при готовке, достигает небес. Боги недовольны тем, что люди готовят рыбу. Разгневавшись, они превращают людей в обезьян или в собак.
Согласно описанию мифологии майя в книге «Пополь-Вух», у майя тоже существовал миф, связанный с потопом. Согласно ему, боги пытаются создать существ, которые будут поклоняться им. Они предпринимают три неудачных попытки, а с четвёртой им удаётся создать людей. Три предыдущие расы существ погибают. Так, третья раса «деревянных людей» уничтожена потопом, дикими животными, а также их же собственными инструментами и посудой[2][3]. Мифы, записанные Диего де Ландой и содержащиеся в книге «Чилам-Балам» из Чумайеля, рассказывают о том, что после потопа выжило только четыре Бакаба (Бакабы — существа, описанные в мифах майя)[4], которые держат 4 угла неба[5].
В мезоамериканских мифах указываются разные причины потопа. Так, в мифах говорится о том, что потоп произошёл из-за того, что «мир слишком стар», «люди перестали поклоняться богам», «людей наказали за прегрешения». Многие из мифов, известных сейчас, связаны с христианством. Например, в некоторых мифах рассказывается об убийстве Авеля Каином.
Во многих мезоамериканских мифах потоп — лишь одна из катастроф, произошедших на Земле, обычно первая из трёх или четырёх. Однако есть версии о том, что ацтеки считали потоп четвёртым катастрофическим событием, а не первым.
В ацтекских и некоторых других мифах часто говорится, что после потопа никто не выжил, поэтому богам пришлось снова создать человека. В то же время в других мифах рассказывается, что некоторые люди всё-таки выжили. В некоторых мифах есть указание на божественную кару: например, выжившие зажигают огонь, за что боги превращают их в животных. Рассказ о «собаке-жене» и миф об огне — это, скорее всего, именно доколумбовы мифы[6].