У мистиков есть такая идея, что Человек, как проект, и есть тот самый שָׂטָן (śāṭān Sh-T-N), точнее нечто дуальное (двойное) смесь Огня и Льда, Бога и его зеркальной противоположности (прямой духовной противоположности, поэтому и противника Бога). Такой конструкт не есть подобие монады Инь-Янь , потому как в монаде присутствует динамическое равновесие, а в дуализме человека Сатан может быть минимизирован или полностью уничтожен в конкретном человеке (Святой) или наоборот преобладать в конкретном человеке (Демон).
Из этого конструкта человека логически следует, что каждый индивид содержит в себе самом не только стремление к личному злу (греху) , но и грехи (зло) всех живущих, умерших и грядущих людей, персонификация которых и называется Сатаной.
Еще такой конструкт человека очень увязывается с христианским учением о трех глазах - первое око видящее исправно, и видит грехи людей вовне, второе око с разной степени слепоты не видит собственных грехов (зла) и третье око полностью слепо и недоразвито не видит Бога и божественное в себе и вовне.
Собственно потому каждый человек всматриваясь вовне видит и судит мир по тому соотношению Бога и Сатаны в себе самом, зеркально рефлексируя внешний мир. Божьи люди видят добро и Бога в каждом человеке, демонические личности убежденны в том, что каждый человек для них есть или пища или враг.
Задача человека не уничтожить Сатана вовне, а уничтожить Сатана в себе самом (Духовный внутренний Джихад), тем самым обожится, не стать самому Богом, а стать его Тождеством, Слиянием, Тат твам аси (санскр. तत् त्वम् असि или तत्त्वमसि )