Прежде всего хочу обратить внимание на одну деталь приведённую в описании под главным вопросом: "не ужели древние люди и без этого не знали такие элементарные закономерности этики и морали?" Дело ведь не в знании закона, а в его исполнении. В дни Иисуса отношения между евреями и другими народами были крайне враждебными. Некоторые иудеи даже называли словом "самарянин" тех, о ком говорили с презрением и укором (Иоанна 8:48). Как Иисусу исправить взгляд своих слушателей и не задеть при этом их чувств? Он рассказывает им историю, которая, вполне возможно, основана на реальных событиях. Эта история, или как её ещё называют, притча о добром самаритянине очень поучительна. Итак с чего всё начинается?
К Иисусу подходит один законник и спрашивает "Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?"(Луки 10:25). Иисус видит, что человек задает вопрос неспроста. Возможно, он хочет, чтобы в ответ Иисус сказал что-нибудь такое, что заденет иудеев. Иисус также понимает, что у человека уже есть сложившееся мнение. Поэтому, проявляя благоразумие, побуждает его самого высказаться "в законе что написано? Как читаешь? Этот человек изучает Божий Закон, поэтому в своем ответе цитирует Второзаконие 6:5 и Левит 19:18: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой, всей силой и всем разумом“ и „своего ближнего, как самого себя"(Луки 10:26, 27). Ты правильно ответил, говорит Иисус и добавляет: „Поступай так, и будешь жить". Но разговор на этом не заканчивается. Человек преследует цель не столько получить ответ на свой вопрос, сколько "оправдать себя". Он хочет утвердиться в своей правоте, во мнении, что он относится к другим так, как и должен. Поэтому спрашивает: "А кто мой ближний?" (Луки 10:28, 29). На этот вопрос Иисус и рассказал эту поучительную притчу записанную в Луки 10:30-35. Рассказав эту историю, Иисус спрашивает: "Как ты думаешь, кто из этих троих стал ближним тому, кто попал в руки разбойников?" Возможно, собеседнику Иисуса из за предвзятости не хочется говорить "самаритянин", поэтому он отвечает: "Тот, кто поступил с ним милосердно". Заключительные слова Иисуса не оставляют сомнений в том, для чего он рассказал эту историю. Он призывает: "Иди и сам поступай так же" (Луки 10:36, 37).
Этот разговор показывает каким великолепным учительским мастерством обладает Иисус. Если бы он просто сказал, что неиудеи тоже ближние того человека, стал бы тот его слушать и как бы отреагировали другие иудеи? Скорее всего, никто бы с ним не согласился. Однако благодаря этой простой истории, в которой слушателям Иисуса все понятно и знакомо, ответ на вопрос: "Кто мой ближний?" становится очевидным. Ближний это тот, кто проявляет любовь и доброту, что и требуется от нас согласно Писанию.
Ввиду такого положения, слова Иисуса к человеку, сведущему в иудейском законе, очень поучительны.