Я вот никакую жестокость не одобряю, тем более когда под рукой есть Евангелие и Женевская конвенция. Размышляющим христианам в этом смысле легче: мне однажды священник сказал: не хочешь верить в жестокость ветхозаветного бога - не верь. Я в ответ спрашиваю: отчего же - не верь? Православные признают единство священной истории от сотворения мира, Адама и Евы и их грехопадения. А мне ответ: ведь тот бог, который послал (во всех смыслах слова "послал") Навина убивать всех аморитян с их женщинами и детьми, даже когда те сдались и побежали, а также "всех жителей Гая" /Исус Навин 8:22-26/; - так вот тот бог описан древними иудеями. И не факт, что описания те верные и объективные, ибо люди тогда были несчастные, исстрадавшиеся, измаявшиеся, вот и приписали Богу настоящему свои потаённые мстительные скрипы.
"Не верь униженным и раздавленным до той поры пока не успокоятся, и не пробьется в страдающей душе их росток добродетели и любви".
Ну вот правильный вопрос был одному из авторов ответов: кто из пишущих о Боге с Ним чай пил или что покрепче? В конце концов, редко кого возмущает интерпретация Гомером причин поражения Трои, народ которой был в нравственном отношении куда более чистым, чем завоеватели. На Ахиллесе вообще пробы ставить негде, даже по нашей Женевской конвенции он - вне закона как наемник. Беспробудно жесток, любит лишь дружка своего Патрокла, продается за деньги, высокомерен и туповат. Тем не менее Гектор, любящий муж и отец семейства погибает, равно как гибнет в страшных мучениях всё, что ему дорого. От кого? Читать Илиаду тошно, учитывая что причина поражения Гектора банальна - там богини поссорились: Гера с Афиной против Афродиты. И победил коллектив тех богин, что поставили на Ахилла, как на скаковую лошадь. И что теперь - переживать и терзаться вопросом: почему боги Гомера так чудовищно жестоки? И не имел ли ввиду гениальный слепец под богинями того самого Творца, в силу слепоты и темных времен не замеченного? А что имели ввиду древние иудеи, описывающие зверства Навина-завоевателя? И не страдал ли сам Навин, слышащий голос бога, теми же самыми психическими своеобразиями, коими страдают многие, говорящие с богом в соответствующих лечебных заведениях до того прискорбного момента, пока им не вкололи какой-нибудь аминазин? Дай им вместо аминазина власть и меч, так они еще не то натворят.
Удивительность христианства в том, что оно побуждает сомневаться в столпах догматики от своего собственного сотворения. Кто осудил Иисуса Христа на мучительную смерть? Правильно, первосвященник Анна и его сородственник Каиафа. А почему? Да потому что Нагорной проповедью своей Спаситель предложил пересмотреть некоторые Моисеевы заповеди, кои не только уточнил, но уточняя, фактически порядком преодолел. Вот например:
Вы слышали, что было сказано (в прежних заповедях, в проповедях первосвященников): «око за око, и зуб за зуб». Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую.
Иисус Христос был первым человеком, попытавшемся отменить закон талиона. Или по-минимому, побудить человека всякой раз думать и сопереживать даже врагу прежде чем ответить. Или, если уж совсем тяжко - ответить скромнее, тише и не так больно.
Потому в правду, исходящую от Спасителя веришь больше - ибо то чистое добро, кое трудно претворять в жизнь, но возможно думать о нем и любить Бога как источник такого добра.
Да, на самом деле Евангелия очень серьезно и настоятельно побуждают думать и сомневаться. И нет здесь нигде запрета на мысль и переживания о выборе между добром и злом и источниках всего этого. Если исходить из данного тезиса, не грех сомневаться в истинности представлений о жестокости бога, ибо то - трудности интерпретаций и верификаций. По существу, сводимые к психологическим проблемам людей, живших в невыносимых условиях гонений, голода, болезней, войн и отчаяния. Людей, прошедших тяжелейшую эволюцию от дичайшей жестокости к идеям об искуплении и спасении. И как факт духовной эволюции человечества, эта история нам крайне необходима. Как подтверждение того, что каждый из нас тоже может меняться к добру. Если конечно способен думать, переживать и преодолевать в себе свою злобу и ненависть, - то есть духовную слепоту.