Апостол Иоанн в своем первом послании говорит: "Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1,8-9)
Здесь необходимо прежде всего понимать и принимать то, что все люди пребывают во грехе: "потому что все согрешили и лишены славы Божией…" (Рим. 3,23) кроме конечно единого и безгрешного Господа нашего Иисуса Христа. А значит и наказание за грех, в котором пребывают все люди, являясь общим для всех, используется Богом для нашего будущего исправления, а не как месть за содеянное нами зло. Ведь Бог не мститель за зло, говорит преподобный Исаак Сирин, Он исправитель зла.
Апостол Павел в своем послании к Евреям говорит по этому поводу следующее: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности" (Евр. 12,6-11)
Как наказания Божьи так и Его награды понимаются человеком прежде всего в соответствии с его чувственным восприятием, посредством которого человек именует то или иное даяние Божье наградой или наказанием. Если например, мы получаем что либо приятное и по нашему пониманию доброе, то говорим что это награда от Господа, а если неприятное, болезненное и злое, то называем это наказанием. Но на самом деле всякое даяние Божье есть благо, как и написано : Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов… (Иак. 1,17)
Это как если бы врач назначил одному больному операцию, а другого отправил бы к морю, то могло бы сложиться впечатление, что он одного больного недолюбливает и поэтому наказывает операцией, а другого больше любит и награждает его приятной поездкой к морю, а на самом деле просто у одного больного аппендицит и ему требуется срочная операция, а у другого туберкулез и ему требуется поездка к морю.
Так же и Господь, все, что считает полезным для нас, то и совершает с нами, приносит ли это страдание или доставляет облегчение, причиняет ли радость или боль, бывает ли чем-то незначительным или славным: все это направлено к единому вечному благу, получает ли каждый осуждение, или что-либо славное от Него, не по способу возмездия - да не будет! - но в целях пользы, проистекающей от этого, говорит прп. Исаак Сирин.
Итак, Бог берет наши дела, нашу волю как предлог в Своем спасительном промысле, и нашим же злом и лукавством спасает нас, обращая его во всеобщее благо. Чем больше будет в нашей воле зла, тем горче будет и лекарство исцеляющее от этого самого зла, в виде посылаемых Богом скорбей, с целью обращения нашей воли к благу. Так и Апостол Павел говорит: "Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем?…" (Рим. 3,5-7). Поэтому говоря о промыслительной заботе Божьей мы не должны понимать посылаемые нам скорби как наказание или месть за совершенные нами грехи, но должны понимать их как благое даяние Божье, говоря же с позиции человека и его чувственного восприятия, мы все же называем скорби, приносящие нам боль лишения или страдания наказанием Божьим, но не по причине Его вражды и мести к нам, а с целью неизъяснимой пользы, нашего исправления и спасения.