Здесь очень важно учесть особенности школьного курса литературы. Вот, я вижу, как некоторые авторы предлагают Толкина, и, возможно, сами не понимают, зачем. Особенный литературный стиль? - нет. Яркие необычные персонажи? - нет. Раскрытие социальных проблем общества, культурный посыл, исторические параллели? - все нет. Да, это интересные книги, но длинные, путанные и не несущие тяжелой смысловой нагрузки.
Произведения, которые должны лежать в основе школьной программы,:
- короткие и ясные, их можно прочитать за 1-2 дня, готовясь к уроку
- имеют четкую цель с точки зрения урока (показать новый стиль, новое отношение, новую проблематику, особый язык и т.п.)
С этой точки зрения наилучшими вариантами, чтобы вкратце познакомить учеников с иностранной литературой, являются рассказ, повесть, стихотворение.
Поэтому, мой выбор таков:
- западные классики: Джек Лондон, Чарльз Диккенс, Эдгар По.
- к ним плюсуем несколько поэтов вроде Уолта Уитмена, Брайанта, Байрона, Рембо
- кого-нибудь из Азии, например, Омара Хайяма, рубаи, восточные притчи и т.п.
- 1 урок по японскому стиху, чтобы познакомить детей с Басё и друзьями