Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Жизнь без перемен — смерть?

ПсихологияОбщество+3
Александр
  ·   · 5,1 K
почти культуролог  · 17 мар 2019

Жизнь как поток, как состояние постоянных перемен - изобретение (пост/позднего)модерна. 

Современность сформировала принципиально новое представление о неустойчивой, постояннно изменяющейся рельности. Если мир человека традиционного общества стабилен, его положение четко закреплено и понятно, то в процессе построения капитализма в 19-20 веках в индустриально развитых странах сформировалась новая реальность, которую великий современный социолог Зигмунд Бауман назвал "текучая современность" (Liquid modernity). В этой новой реальности нельзя как раньше выучиться, например, на сапожника, или на банковского клерка и вот всю жизнь чинить обувь или перекладывать бумажки в офисе. В постиндустриальной же экономике человек вынужден постоянно учиться, осваивать новые компетенции и вообще крутиться как белка в колесе.Жизнь уже не делится как раньше на периоды: сначала человек учится, потом, выучившись, работает. Учеба теперь длится всю жизнь, потому что любая профессия может просто умереть прямо на наших глазах, а любая даже традицонная деятельность требует освоения все новых и новых компетенций.В результате социальная реальность превращается из твердой поверхности в бурный поток.

Кроме того, во второй половине 20 века человек все менее ощущает себя частью некоего социального целого и все более превращается в изолированную песчинку на фоне все более усложняющейся и очень быстро меняющейся реальности потребительского общества. Все что есть у него - он сам и только на самого себя он по большому счету и может рассчитывать. 

Потребление при этом не сводится к простой покупательской активности: вся реальность становится объектом потребления, она требует все новых и новых впечатлений. 

Сама со себе самоидентификация становится плавающей. появляются такие понятия как protean self (Протей - сын Посейдона, собобный менять внешний облик) или freestyle self, впервые употребленный Паси Фальком и Колином Кэмпбеллом в контексте опыта современного покупателя: «фланер = покупатель = (пост)модерная самость (self)» и позднее очень точно процитированный Майком Физерстоуном в статье «Фланёр, город и виртуальная публичная жизнь». Если у Фалька и Кэмпбелла фланёр прогуливается по торговым центрам, то у Физерстоуна он является уже потребителем опыта (experiences). Конструируя собственную самость «он/она двигается между привязанностью и отчуждением, ощущением и знанием».

Среди социологов, придерживающихся концепции «рефлексирующего модерна» (reflexive modernity), в том числе Ульриха Бека, Энтони Гидденса, Скотта Лэша и др., в «обществе риска» (Бэк) речь идет прежде всего о необходимости осмысленного и организованного планирования жизни, в котором  самоидентификация (Self-Identity) «становится рефлексивно организованным усилием» (Гидденс).

Тот же Бауман так описывает этот "дивный новый мир":

"Пассажиры корабля «тяжелого капитализма» верили (правда, не всегда дальновидно), что отдельные члены команды, которым было дано право забираться на капитанский мостик, будут вести корабль к пункту его назначения. Пассажиры могли уделять все внимание обучению и следованию правилам, напечтанными жирными буквамии висящими в каждом проходе. Если они роптали (или иногда даже бунтовали), то гнев направлялся на капитана за то, что тот не вел корабль достаточно быстро или, в исключительных случаях, пренебрегал комфортом пассажиров. Пассажиры самолета «легкого капитализма», напротив, к своему ужасу обнаруживали, что кабина пилотов пуста и что нет никакой возможности добиться от загадочного черного ящика с надписью «автопилот» информации, куда самолет летит, где собирается приземлиться, кто выбирает аэропорт и существуют ли какие-либо правила, позволяющие пассажирам обеспечить безопасную посадку".

Но культура создала сложную систему оправдания такого положения вещей. Появляется новая социальная мифология, наиболее ярко на уровне массовой культуры проявившаяся в экзистенциально-гуманистической психологии (а еще раньше в философской антропологии и экзистенциализме). Человек провозглашается существом, которое должно (прямо-таки обязано) постоянно конструировать себя, которое собственно только потому и является человеком, что постоянно должно делать некий выбор. Формируется представление о саморазвитии и "самоактуализации" (Маслоу). Человек теперь уже не просто живет себе спокойно, его жизнь теперь проходит в "поисках смысла" (Франкл) и т.д. 

Ну и вот:

Если мы говорим про то как выживать: да,конечно, куда ж нынче без перемен?! К ним нужно, просто необходимо уметь адаптироваться просто для того, чтобы выжить.

Если же мы говорим про перемены как некую сверхидею, про саморазвитие и прочую психологическую чушь, то мы должны понимать , что это просто идеология, направленная на адаптацию среднестатистического человека к окружающему миру.

Великолепный ответ!

Спасибо вам большое!

Гипнотерапевт, клинический психолог. Специализаци...  · 26 июн 2020  · gipnoz-life.ru
Для кого как. Для психически здорового человека - да. Мозг нуждается в обновлении впечатлений, сплошной "день сурка" может спровоцировать большие психологические (а затем и соматические) проблемы. Для психически нездоровых... Читать далее
WhatsApp +7 (903) 549 42 72 (просьба писать, не звонить)Перейти на gipnoz-life.ru/navigator
Вот! Вот именно! Наконец-то! Мухи - и те от скуки дохнут! Давайте, ребята, чем-нибудь, наконец, тут займёмся. В... Читать дальше
Преподаватель философии и религии  · 19 мар 2019
В Вишну-пуране, которая была записана пять тысяч лет назад, по этому поводу говорится следующее: «Традиции должны меняться, проверяться временем, обстоятельствами и изменением мышления, в противном случае они становятся просто... Читать далее
обо Мне - о Фениксе https://vk.com/gullwayder?w=wa...  · 28 сент 2020
Вообще-то, перемены - смерть и возрождение. А жизнь без перемен просто НЕ Жизнь. Но и есть перемены детского типа - ьегание по верхам, чтоб определиться, очаровался-разочаровался, поверхностность, а есть перемены - РасШирение в... Читать далее
Я пенсионер, веду здоровый образ жизни: йога...  · 27 нояб 2020
Мы приходим в этот мир учится, познавать, совершенствоваться и это говорит, само за себя, естественно меняться. Мы меняемся ежеминутно и ежесекундно. "Кто жизнью бит, тот большего добьется, Пуд соли съевший выше ценит мед. Кто... Читать далее
КОУЧ Отношений  · 17 мар 2019

Сначала убедитесь, что вы живете. Как вы понимаете, что сейчас жизнь, а не смерть. Вам сказали и вы поверили. Попробуйте сами проверить, так ли это, и ответ сам появиться на ваш вопрос.

Человек - одинокий путник в бескрайних просторах...  · 10 янв 2021
Жизнь в чистом виде без перемен не может быть. Другое дело на сколько они координальны. Жизнь в любви, в согласии, в мире и гармонии содержит минимум потрясений, ломающих привычные устои, понитие о счастье. Тем не менее такая... Читать далее
фрилансер  · 17 мар 2019
Жизнь не может быть без перемен. Жизнь - это движение, а значит постоянные перемены, каждый день, каждую секунду. Смерть тоже перемена, тоже движение, только в обратную сторону, к пустоте. А вот когда придет пустота/вакуум/ноль... Читать далее
Самореализация. Духовное развитие. https://clck.ru...  · 2 апр 2019
Здравствуйте, Александр. Смерть - это смерть. Это ни с чем не спутать. Особенно тем, кто занимается потом организацией похорон. Всё, что происходит до этого момента - Жизнь. Она может быть разной. Может проходить только на... Читать далее
Все верно, Жизнь и смерть это две противоположности. В Священно Писание сказано что "живые знают что они умрут, а... Читать дальше
web-разработчик, немного увлекаюсь психологией...  · 31 мар 2019
Да. Жизнь - это движение. Но с другой стороны, если перемен больше некоего допустимого уровня, или они слишком крутые - то это тоже смерть. Если стоять на месте - никуда не приедешь. Но если будешь ехать без тормозов - велика... Читать далее