Я бы по-другому сформулировал вопрос: А почему такие книги появляются на свет в огромных количествах именно в наше время?
Начну немного издалека.
Интересный взгляд на постиндустриальное общество содержит концепцию «позднего модерна», изложенную в знаменитой работе Ульриха Бека «Общество риска» (позднее эту же теорию стали разрабатывать британские социологи Энтони Гидденс и Скотт Лэш).
Бек пишет о нескольких принципиальных изменениях, которые произошли в западных обществах в момент перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике, суть которых сводится к тому, что в послевоенных Европе и Америке разрушаются традиционные социальные институты, такие как брак, религия, социальные классы. Если еще при традиционом капитализме обычный человек всегда являлся частью каких-то нескольких больших групп, отвечавших за его мировосприятие и принятие решений, например, класса (я рабочий, я буржуа, я дворянин), семьи (Бек писал о кризисе традиционной семьи как института), церковной общины, то при позднем модерне отдельный человек полностью выделился из этих больших групп и стал предоставлен сам себе. Он оказался максимально свободен от всех социальных пут, но это стало накладывать на него новые обязанности.
Эта новая свобода привела к огромному росту возможностей, особенно в свете нового взгляда на религию, образование и карьерный рост. Если раньше большинству людей было трудно выйти за границы сословной иерархии, то в постиндустриальном обществе карьера уже не определялась фактом рождения. Этому способствовало и изменение отношения к высшему образованию, которое стало общедоступным и «необходимым, но недостаточным» условием карьеры. Особенно в отличие от предшествующей эпохи, когда в университетах учились единицы, и сам факт наличия высшего образования уже гарантировал безбедное существование.
Все это привело к появлению в современном мире культа саморазвития и самореализации. То есть, грубо говоря, если раньше ты просто рождался тем, кем ты рождался и плыл по течению, то в современном мире ты вроде как имеешь колоссальные возможности, но для их воплощения ты должен ежесекундно участвовать в изнурительной конкурентной борьбе с миллионами таких же точно умников, как и ты.
Появление этого нового культа самореализации отмечали многие уже в 60-е годы прошлого столетия, например, австриец Томас Лукман в работе Invisible religion. В современном секулярном мире у людей есть огромный спрос на персональную, интимную религию, которая должна работать на его личные потребности, и одной из важнейших таких потребностей как раз является самоактуализация. И именно в 60-е появляются такие явления как Human potential movement (Движение за развитие человеческого потенциала), растет популярность нью-эйджа, одной из главных целей которого является как раз саморазвитие.
Но если в 60-е саморазвитие в большей степени означало духовное и социальное освобождение, то к 80-м оно свелось практически полностью к бизнес-контексту, то есть, иными словами к идее о том, как эффективнее всего сколотить бабло за счет своей креативности, уникальности и прочего бла-бла-бла. Теперь за пределами совсем сумасшедшего нью-эйджа, саморазвитие – это территория, на которой пасутся коучи, «бизнес-гуру» и прочие всякие...
Понятно, что в мире культа самореализации и саморазвития должны быть популярны книги, в которых рассказывается о том, как выделиться из серой массы, как произвести впечатление на приемную комиссию, как получить финансирование, как понравиться... В общем как-бы так извернуться, чтобы пробежать быстрее остальных и не сдохнуть на финише. На такие книги есть устойчивый спрос, и их могут писать как шарлатаны, ни единого стартапа за душой не имеющие, так и реальные билгейтсы и стивджобсы. Они сами в чем-то не сильно отличаются от читателей таких книг, они точно так же живут в мире всеобщей религии Саморазвития и действительно хотят рассказать окружающим о том, как божественная Самореализация однажды позволила бумагам их компаний выйти на биржу.
Спасибо за хороший ответ!
Предположу, что еще одним мотиватором может быть потребность развиваться самому. Сто раз слышал что-то вроде "на самом деле это я учусь у вас, мои студенты/ слушатели/читатели" и т.п.