Заучивание стихотворений наизусть - одна из прекрасных традиций советской школы. Самая явная польза от процесса запоминания стихотворения - это развитие нашей памяти. Как говорит одна моя хорошая знакомая, которая уже в зрелом возрасте начала изучать английский язык с нуля, что эта встряска для мозга отодвигает от нее приближение болезни Альцгеймера. Лично для себя я вывел формулу: подобно тому, как мы тренируем наши мышцы в спортивном зале и постепенно приходим к желаемому результату, точно так же обстоят и наши дела с мозгом. И как раз одним и видов тренировок для серого вещества может оказаться заучивание стихотворений.
Зачастую мы забываем про содержание, обращая внимание только на форму, а один английский поэт Кольридж сказал: "Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке". Так вот, знакомясь с лирическими произведениями, мы пытаемся оставить в своем сознании эту квинтэссенцию прекрасного, мы воздействуем на эстетическую, нравственную стороны нашего внутреннего мира. Мы прививаем вкус прекрасного, развиваем свои речевые навыки, чувство ритма, красивого слога. Сила слова безгранична и способна на многое. И никакое лекарство не сможет вылечить и поддержать человека в трудную минуту так, как слово, наполненное добром. Любовь к родине, к женщине, понятие дружбы и чести, красоты - все это можно найти в лирических произведениях.
Почему же такой практики заучивания стихотворений нет в западных школах?
Модель советского образования сегодня неспособна функционировать с тем же успехом, как и раньше. Ценность знаний, которыми славились советские школьники, блекнет из-за развивающихся с бешеной скоростью технических средств. Любую информацию мы можем получить в считанные секунды.
Современная система образования РФ придерживается Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Данная модель образовательго процесса подстроена под европейскую систему образования. Важны не столько знания, сколько практические умения, которые всегда стояли на первом месте у западного мира. Для европейцев итогом образования является наличие определенного инструментария, практически навыков, которые они смогут применить в жизни, а не только знания в сухом виде. В эту систему знаний никаким образом не вписывалась такая работа с лирическими произведениями, как у нас, поскольку заучивание стихотворений никакой практической пользы не принесет, а духовная сторона личности их, видимо, не волнует.