В России любят театр и гордятся им. Персонаж чеховской пьесы заметил – «Без театра нельзя», а потому публика, жалуясь на высокие цены на билеты и нежеланные театральные эксперименты, все-таки не отказывает себе в периодических визитах в театр. Зритель является сотворцом спектакля, как и актер. Современный театр не позволяет публике быть безучастной и пассивной, но требует от нее максимального вовлечения. В отличие от актеров, зритель «не одну играет роль», а потому должен уметь настроиться на частоту спектакля, быть чутким, смелым и готовым совершать открытия. В Московской школе журналистики Центрального Дома журналиста я веду специальный курс под названием «Профессия: театральный зритель», основная цель которого научить зрителя понимать и принимать самые разные театральные эксперименты и формы. Театр возможен без режиссера, драматурга, художника, даже актеров, но не без публики. Ее винят в непонимании, недалекости (будь то партер или балкон), невежестве и поверхностности. Но без нее немыслим театр. На первом занятии аудитории предлагается ответить на вопрос (первая волна курса на 100% состоит из женщин от 17 до 65 лет): «Почему Вы ходите в театр?». Основные ответы сводятся к:
•Потребность в социальном взаимодействии, живом общении
•Традиция / по привычке
•Выход в свет/ модно
•За эмоциями
•За эстетическое удовольствием
•Саморазвитие
•Забыться! Эскапизм
•Желание развлечься
•За чудом!
Мои коллеги (а ведь критик – это тоже зритель) говорили о том, что Театр помогает им развивать способности к творчеству, помогает учиться, узнавать новое, учит понимать себя и историю своей страны. Говорили мы и о роли театра в социальных изменениях, о потенциале театре менять жизнь вокруг себя, помогать нам лучше понимать людей из других культур, быть менее этноцентричными и более толерантными.