Алексис де Токвиль в своей бессмертной работе Демократия в Америке более 150 лет назад очень точно отметил демократизацию предметов роскоши на примере часов.
“Когда только богатые люди имели часы, почти все они были великолепной работы. Сейчас подавляющее большинство часов сделано посредственно, зато все на свете их имеют. Таким образом, демократия не только устремляет человеческое сознание к полезным видам искусства и ремесел, но и побуждает мастеров очень быстро изготавливать множество несовершенных вещей, а потребителей — удовлетворяться качеством этой продукции”.
Сегодня дорогие часы, как и двести лет назад, выполняют функцию по маркированию социального статуса их обладателя. Часы являются предметом статусного потребления. По часам в нашей стране можно легко понять, что за человек перед вами сидит. Дорогие часы, как и дорогая машина цвета символа статуса и власти, это и кредит доверия к собеседнику и уверенность в его возможностях.
Почему, например, в европейских странах это не всегда возможно? Да потому что статусные маркеры вроде дорогой машины или дорогих часов не принято демонстрировать в развитых странах. Недавно в Forbes делали подборку с дешевыми часами миллиардеров и политиков. И здесь видно, как функциональное назначение часов выходит на первое место, тогда как выражение статуса через предметы потребления влиятельных людей совершенно не интересует. С одной стороны, их и так все знают, с другой, что касается политиков, за ними всегда следит невидимый глаз налогоплательщика.
В массовой культуре это различие всегда можно проследить. Например, возьмем одну из песен популярного в нашей стране исполнителя Тимати, близость которого к верхушке политической элиты в своем творчестве заставляет его проводит демаркационную линию между своими и чужими. В одной из строчек мы слышим: “Марк Цукерберг водит старый Ford, Я обновляю Фейсбук, когда сажусь на борт”. Марк Цукерберг тоже может позволить себе любой борт, но всё же хочется думать, что его интересуют другие вещи и цели.
Неуместность статусного потребления среди, например, представителей IT-рынка очень здорово продемонстрирована в двух сериалах -- Физрук и Силиконовая долина.
В первом сериале, энциклопедии русской жизни, Фома в первом сезоне регулярно размахивает своими часами, тем самым прибавляя вес к не менее весомым аргументам в беседах, как угрозы физической расправы или другому важному атрибуту - черному Гелику. Во втором сериале есть момент, где один из инвесторов заработал свой миллиард десять лет назад, когда приложения и фитнес-браслеты мало кого интересовали. Так вот на встречу со своей командой он приезжает на новом, кажется, седьмом по счету Ferrari. Это прекрасный пример количественной и качественной роскоши по Зомбарту
Дорогие часы это и красивый статусный аксессуар и произведения часового и ювелирного искусства. И так же сложный прибор для определения времени и других функций которые в часах присутствуют.
Тема с картингом до сих пор актуальна,пишите если хотите помочь.