Попробую объяснить с точки зрения дилетанта, у которого нет музыкального образования.
Во-первых, из того, что чёрные клавиши на клавиатуре фортепиано тоньше и короче не следует, что они "дополнительные" в отличие от "основных" белых. В октаве 12 полутонов и ноты, издаваемые белыми и чёрными клавишами с точки зрения музыки равноправны, даже если для записи партии у знаков надо написать 7 бемолей.
Во-вторых, эти 12 полутонов на фортепиано настраиваются не с равными интервалами равными математически верному "идеальному" отношению частот между соседними клавишами равным "корню 12-й степени из 2" а по созвучию квинт и кварт, из-за чего отношения частот отличаются от "идеального". Из-за этих небольших "неточностей", не только аккорды звучат точнее и благозвучнее, но и каждая тональность приобретает индивидуальную окраску, чем пользуюся композиторы.
Ну и в третьих, у инструментов есть "более удобные" и "менее удобные" тональности. На той же шестиструнной гитаре с классическим строем, если аккомпанироваь "блатными" аккордами C, Am, E, Em, G, то с этим легко справляется большинство дворовых исполнителей. Но стоит транспонировать произведение на полтона или тон вверх, как все новые аккорды придётся брать с баррэ, что становится неудобно. Ну или использовать каподастр.
Я, разумеется, упрощаю, я же не лекцию в консерватории читаю. И вообще, я же написал, что не музыкант.
А вот про "тона, между которыми нет полутона" вы фигню написали. Если вы про ноты си и до или ми и фа на клавиатуре, то между ними, как раз и есть полутон. Каподастр на ф-но не ставят, он там нафиг не нужен, на ф-но просто играют во всех тональностях и на ф-но это как раз проще, чем, скажем, на гитаре или флейте, не говоря уже про фанфару, у которой звукоряд вообще натуральный (то есть, неполный). На ф-но, с его равномерно-темперированным строем, как раз, все аккорды берутся одинаково просто, а аккорды в тональностях с кучей знаков у ключа зачастую брать даже удобнее, особенно, если это не простой мажор или минор, а что-то поинтереснее - нонаккорд, например. Не у всех руки как у Рахманинова. И транспонируется на ф-но всё легко и просто.
Максим Кусакин, так и я не музыкант. Я казуальный блокфлейтист. Хотел дочери блокфлейту на ДР подарить и сам подсел.
вы фигню написали
Ну главное, что Вы поняли.
как раз и есть полутон
Верно. А между иными нотами — два полутона. Поэтому банально сместить руку не получится. Придётся чёрные клавиши нажимать.
и на ф-но это как раз проще, чем, скажем, на гитаре или флейте
О том и речь. Что есть масса инструментов, с техническими ограничениями. Помнится, мне один трубач рассказывал, что одна нота на его трубе берётся хорош и сочно. А другая выйдет только если навык замечательно отточен. И вот когда композитор придумывает мелодии, не думая о том, как бедные музыканты будут её играть — это плохо.
И транспонируется на ф-но всё легко и просто.
Простите, но мы здесь о композиторах с неудобными тональностями. А транспонирование — это как раз способ прийти в удобную тональность.
Собственно, очень хороший ответ дал в этой ветке Тарас Ильчук, я с ним согласен на 100500%. Ведь вопрос: зачем композиторы пишут пьесы в неудобных тональностях, не на пустом месте возник. Цитирую часть его обширнейшего ответа:
От недостатка опыта. А сюда уже входят: непрактичность, недостаточное знание и понимание музыкальной практики, снобизм, пренебрежительное отношение к исполнителям не консерваторского уровня, переоценка себя, любимого. Своего таланта и значимости в этом мире.
Забыл, что у Арии, можно сказать все песни - в ре диез миноре))