Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем композиторы пишут пьесы в неудобных тональностях с 5-6 знаками при ключе? Для чего выбирается нелепый ре-диез минор, но не ре минор?

МузыкаНоты+1
Анонимный вопрос
  ·   · 11,3 K
Инженер, немного пилот. Физик, химик, электронщик-...  · 21 янв 2021

Попробую объяснить с точки зрения дилетанта, у которого нет музыкального образования.

Во-первых, из того, что чёрные клавиши на клавиатуре фортепиано тоньше и короче не следует, что они "дополнительные" в отличие от "основных" белых. В октаве 12 полутонов и ноты, издаваемые белыми и чёрными клавишами с точки зрения музыки равноправны, даже если для записи партии у знаков надо написать 7 бемолей.

Во-вторых, эти 12 полутонов на фортепиано настраиваются не с равными интервалами равными математически верному "идеальному" отношению частот между соседними клавишами равным "корню 12-й степени из 2" а по созвучию квинт и кварт, из-за чего отношения частот отличаются от "идеального". Из-за этих небольших "неточностей", не только аккорды звучат точнее и благозвучнее, но и каждая тональность приобретает индивидуальную окраску, чем пользуюся композиторы.

Ну и в третьих, у инструментов есть "более удобные" и "менее удобные" тональности. На той же шестиструнной гитаре с классическим строем, если аккомпанироваь "блатными" аккордами C, Am, E, Em, G, то с этим легко справляется большинство дворовых исполнителей. Но стоит транспонировать произведение на полтона или тон вверх, как все новые аккорды придётся брать с баррэ, что становится неудобно. Ну или использовать каподастр.

Простите, но упрощаете. Даже для фортепиано не получится "поставить каподастр", ибо есть тона, между которыми нет... Читать дальше

Я, разумеется, упрощаю, я же не лекцию в консерватории читаю. И вообще, я же написал, что не музыкант.
А вот про "тона, между которыми нет полутона" вы фигню написали. Если вы про ноты си и до или ми и фа на клавиатуре, то между ними, как раз и есть полутон. Каподастр на ф-но не ставят, он там нафиг не нужен, на ф-но просто играют во всех тональностях и на ф-но это как раз проще, чем, скажем, на гитаре или флейте, не говоря уже про фанфару, у которой звукоряд вообще натуральный (то есть, неполный). На ф-но, с его равномерно-темперированным строем, как раз, все аккорды берутся одинаково просто, а аккорды в тональностях с кучей знаков у ключа зачастую брать даже удобнее, особенно, если это не простой мажор или минор, а что-то поинтереснее - нонаккорд, например. Не у всех руки как у Рахманинова. И транспонируется на ф-но всё легко и просто.

Максим Кусакин, так и я не музыкант. Я казуальный блокфлейтист. Хотел дочери блокфлейту на ДР подарить и сам подсел.

вы фигню написали

Ну главное, что Вы поняли.

как раз и есть полутон

Верно. А между иными нотами — два полутона. Поэтому банально сместить руку не получится. Придётся чёрные клавиши нажимать.

и на ф-но это как раз проще, чем, скажем, на гитаре или флейте

О том и речь. Что есть масса инструментов, с техническими ограничениями. Помнится, мне один трубач рассказывал, что одна нота на его трубе берётся хорош и сочно. А другая выйдет только если навык замечательно отточен. И вот когда композитор придумывает мелодии, не думая о том, как бедные музыканты будут её играть — это плохо.

И транспонируется на ф-но всё легко и просто.

Простите, но мы здесь о композиторах с неудобными тональностями. А транспонирование — это как раз способ прийти в удобную тональность.

Собственно, очень хороший ответ дал в этой ветке Тарас Ильчук, я с ним согласен на 100500%. Ведь вопрос: зачем композиторы пишут пьесы в неудобных тональностях, не на пустом месте возник. Цитирую часть его обширнейшего ответа:

От недостатка опыта. А сюда уже входят: непрактичность, недостаточное знание и понимание музыкальной практики, снобизм, пренебрежительное отношение к исполнителям не консерваторского уровня, переоценка себя, любимого. Своего таланта и значимости в этом мире.

🍀 Естествоиспытатель   · 23 мар 2021  · shymanovsky.mooo.com
Эх, опоздал я к разбору полетов. Ну, тогда немножко еще добавлю. Несомненно, восприятие меняется в зависимости от тональности. С другой стороны, думается, все оттенки восприятия можно найти и в более простых тональностях до 3-х... Читать далее
Студент МГТУ им. Н.Э.Баумана  · 15 янв 2020
Это может быть объяснено и более приземленными потребностями композитора. Например, если вы пишете партию, в которой есть какой-нибудь духовой инструмент. У духовых инструментов (например, саксофонов) самые низкие ноты обычно с... Читать далее
Разговор с читателем. Давайте обсудим нашу действи...  · 23 февр 2020
Здравствуйте, Анна. Мир звуков очень разнообразен. Звуки, издаваемые музыкальными инструментами, слышатся по-разному в зависимости от тона. Если камертон издает чистый звук, то реальный музыкальный инструмент, как и... Читать далее
Потому что композитор так "услышал" мелодию, потому что ему она показалось именно в такой тональности хороша. И это действительно так. Хоть мелодия, с изменением тональности по сути не меняется, но всё равно слышится и... Читать далее
А потом приходит исполнитель-дилетант и транспонирует мелодию, потому, что играть хочется сейчас, а на ежедневные... Читать дальше
Первый
Гитара, классическая и в аккомпанементе...  · 21 июл 2020  · guitar-accord.ru
Отвечает
Ж Вас
Пьесы - объяснено предыдущими комментаторами. Добавлю о песнях. Там главное - вокальный диапазон солиста. Просто удобно брать самые нижние и самые верхние ноты песни. Первое, что пришло в голову - "Беспечный ангел" группы... Читать далее

Забыл, что у Арии, можно сказать все песни - в ре диез миноре))