Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем композиторы пишут пьесы в неудобных тональностях с 5-6 знаками при ключе? Для чего выбирается нелепый ре-диез минор, но не ре минор?

МузыкаНоты+1
Анонимный вопрос
  ·   · 11,3 K
Разговор с читателем. Давайте обсудим нашу действи...  · 23 февр 2020

Здравствуйте, Анна.

Мир звуков очень разнообразен. Звуки, издаваемые музыкальными инструментами, слышатся по-разному в зависимости от тона.

Если камертон издает чистый звук, то реальный музыкальный инструмент, как и человеческий голос, наполнен обертонами - кратными по частоте звуками, придающими данному звуку уникальность.

Оказывается, невозможно создать инструмент с неразличимыми обертонами в звуках. Если мы слышим обертоны, мы знаем, какой по высоте был звук. Люди имеют разный слух. Те, кто имеет тонический слух, воспринимают высоту звука гармонически. Они понимают звучание интервалов и аккордов, чувствуют разницу между мажором и минором. А те, кто имеет тембральный слух, чувствуют лишь тембр. Они понимают высоту звука, но не чувствуют гармонии. То есть понятно, где выше, а где ниже, но не понятно, насколько. Зато они чувствуют разный тембр и по нему безошибочно определяют высоту звука. Лишь камертон может сбить их с толку, потому что у него почти нет обертонов.

Так фортепиано имеет черные и белые клавиши, и они звучат по-разному. Разные диезные и бемольные тональности имеют разное сочетание черных и белых клавиш. К тому же и белые клавиши отличаются друг от друга, а не только от черных клавиш. Так же и черные.

Люди с музыкальным слухом воспринимают и тембр, и высоту тона. Поэтому разные тональности для них окрашены в разные цвета, имеют разные настроения.

Тональности с малым числом знаков альтерации (фа-, до-, соль-мажор и параллельные минорные) звучат просто, по-детски. Это очень милые, иногда строгие мелодии.

Тональности с большим количеством диезов звучат по-весеннему, тепло и обнадеживающе. А с большим количеством бемолей - по осеннему, благородно и немного печально.

Композитор учитывает многие факторы. Если это инструмент произвольной тональности (фортепиано, аккордион и др.), то можно выбрать любое настроение, какое чувствует композитор.

Такие инструменты, как скрипка, виолончель или гитара, имеют открытые струны, звучащие одним тембром, и звуки, извлекаемые на определенных ладах, звучащие по-другому. Настроение здесь совершенно иное, чем у фортепиано, и выбор другой.

Сложное дело - перенести партию с одного инструмента на другой. Тут не только тональность, все произведение приходится переделывать.

Ну а про Ваш вопрос - я думаю, для начинающего музыканта вполне можно понизить игру на полтона и исполнять произведение в ре-миноре. Ведь различия настроений видны у мастера, а новичку вообще сыграть бы. Пусть он переделает тональность, автор простит ему такую вольность.

Удачи Вам Анна. Пусть у Вас будет весеннее настроение!

Инженер, немного пилот. Физик, химик, электронщик-...  · 21 янв 2021
Попробую объяснить с точки зрения дилетанта, у которого нет музыкального образования. Во-первых, из того, что чёрные клавиши на клавиатуре фортепиано тоньше и короче не следует, что они "дополнительные" в отличие от "основных"... Читать далее
Простите, но упрощаете. Даже для фортепиано не получится "поставить каподастр", ибо есть тона, между которыми нет... Читать дальше
🍀 Естествоиспытатель   · 23 мар 2021  · shymanovsky.mooo.com
Эх, опоздал я к разбору полетов. Ну, тогда немножко еще добавлю. Несомненно, восприятие меняется в зависимости от тональности. С другой стороны, думается, все оттенки восприятия можно найти и в более простых тональностях до 3-х... Читать далее
Студент МГТУ им. Н.Э.Баумана  · 15 янв 2020
Это может быть объяснено и более приземленными потребностями композитора. Например, если вы пишете партию, в которой есть какой-нибудь духовой инструмент. У духовых инструментов (например, саксофонов) самые низкие ноты обычно с... Читать далее
Потому что композитор так "услышал" мелодию, потому что ему она показалось именно в такой тональности хороша. И это действительно так. Хоть мелодия, с изменением тональности по сути не меняется, но всё равно слышится и... Читать далее
А потом приходит исполнитель-дилетант и транспонирует мелодию, потому, что играть хочется сейчас, а на ежедневные... Читать дальше
Первый
Гитара, классическая и в аккомпанементе...  · 21 июл 2020  · guitar-accord.ru
Отвечает
Ж Вас
Пьесы - объяснено предыдущими комментаторами. Добавлю о песнях. Там главное - вокальный диапазон солиста. Просто удобно брать самые нижние и самые верхние ноты песни. Первое, что пришло в голову - "Беспечный ангел" группы... Читать далее

Забыл, что у Арии, можно сказать все песни - в ре диез миноре))