Здравствуйте, Анна.
Мир звуков очень разнообразен. Звуки, издаваемые музыкальными инструментами, слышатся по-разному в зависимости от тона.
Если камертон издает чистый звук, то реальный музыкальный инструмент, как и человеческий голос, наполнен обертонами - кратными по частоте звуками, придающими данному звуку уникальность.
Оказывается, невозможно создать инструмент с неразличимыми обертонами в звуках. Если мы слышим обертоны, мы знаем, какой по высоте был звук. Люди имеют разный слух. Те, кто имеет тонический слух, воспринимают высоту звука гармонически. Они понимают звучание интервалов и аккордов, чувствуют разницу между мажором и минором. А те, кто имеет тембральный слух, чувствуют лишь тембр. Они понимают высоту звука, но не чувствуют гармонии. То есть понятно, где выше, а где ниже, но не понятно, насколько. Зато они чувствуют разный тембр и по нему безошибочно определяют высоту звука. Лишь камертон может сбить их с толку, потому что у него почти нет обертонов.
Так фортепиано имеет черные и белые клавиши, и они звучат по-разному. Разные диезные и бемольные тональности имеют разное сочетание черных и белых клавиш. К тому же и белые клавиши отличаются друг от друга, а не только от черных клавиш. Так же и черные.
Люди с музыкальным слухом воспринимают и тембр, и высоту тона. Поэтому разные тональности для них окрашены в разные цвета, имеют разные настроения.
Тональности с малым числом знаков альтерации (фа-, до-, соль-мажор и параллельные минорные) звучат просто, по-детски. Это очень милые, иногда строгие мелодии.
Тональности с большим количеством диезов звучат по-весеннему, тепло и обнадеживающе. А с большим количеством бемолей - по осеннему, благородно и немного печально.
Композитор учитывает многие факторы. Если это инструмент произвольной тональности (фортепиано, аккордион и др.), то можно выбрать любое настроение, какое чувствует композитор.
Такие инструменты, как скрипка, виолончель или гитара, имеют открытые струны, звучащие одним тембром, и звуки, извлекаемые на определенных ладах, звучащие по-другому. Настроение здесь совершенно иное, чем у фортепиано, и выбор другой.
Сложное дело - перенести партию с одного инструмента на другой. Тут не только тональность, все произведение приходится переделывать.
Ну а про Ваш вопрос - я думаю, для начинающего музыканта вполне можно понизить игру на полтона и исполнять произведение в ре-миноре. Ведь различия настроений видны у мастера, а новичку вообще сыграть бы. Пусть он переделает тональность, автор простит ему такую вольность.
Удачи Вам Анна. Пусть у Вас будет весеннее настроение!
Забыл, что у Арии, можно сказать все песни - в ре диез миноре))