Стоить учесть тот фактор, что многое кажущееся бесплатным, на самом деле неплохо на вас наживается. Ваши данные, которые собирают мессенджеры очень ценные для современного рынка. Данные продаются, ими делятся, на основе их развивают продукты, которые в дальнейшем дают большие деньги.
Сейчас чем больше данных о человеке (и обществе в целом) собирается компаний (ну и как следствие чем успешнее их анализ), тем успешнее её продукты.
Может очень преувеличу, но в идеале, современным компаниям нужны данные, что бы даже кнопку на сайте перекрасить в другой цвет. Или понять сколько и какие стулья поставить в зале ожидания. Просто так наугад или по предчувствию делать никто адекватный уже себе не позволяет, ведь даже ранее перечисленные шаги могут сказаться на прибыли компании.
Мессенджеры как средства обмена информации с людьми просто рог изобилия полезными данными, и конечно их все собирают (в виде цифр, никому не нужны ваши переписки бытовые хранить в исходном виде или эротические фотки). Думаю кто-то даже анализирует то, какие эмодзи вы используете, и с кем, и когда.
И не стоит думать о политике когда данные о вас собирают, политика ничтожна в этом плане. Подношений требует маркетинг, именно он питается вашими данными.