"Искусство, подобно золоту, обладает способностью убеждать своими материальными качествами в наличии некоей реальной ценности. Это объясняет, почему деньги вкладывают в общепризнанные шедевры классического модернизма».
Не смотря на то, что арт-рынок обладает абсолютно уникальными свойствами, во многом он функционирует в соответствии с теми же принципами и законами, которым подчиняется любой другой рынок в мировой экономике. Многие явления, которые происходили в нем за последние десятилетия и те, которые происходят сейчас, зачастую изучаются по аналогии с финансовыми рынками.
Немного экономики. Если говорить о портфеле ценных бумаг, то многие состоятельные люди стараются диверсифицировать его за счет искусства. Вложения в картины признанных и продаваемых художников можно сравнить с вложениями в устойчивые компании (акции Пикассо = акции Газпрома). В экономике есть такое понятие, как «голубые фишки» - акции наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний со стабильными показателями доходности. В любом сегменте арт-рынка есть такие голубые фишки.
Возьмем картины тех художников, которые за свою жизнь создали не так много произведений - к примеру, Леонардо да Винчи, Ян Вермеер. Появление какой-либо из их картин несомненно вызовет бурный ажиотаж и , как следствие, взвинтит цены до небес. Ярким примером служит недавняя продажа «Спасителя мира» да Винчи.
Хорошо ли, плохо ли, но «плодовитых» художников, таких как Рубенс или Рембрандт не продают за такие баснословные деньги.
Совершенно другая ситуация наблюдается в области искусства 19- первой половины 20 веков. Импрессионисты, экспрессионисты, постимпрессионисты - здесь почти каждое имя - бренд, за который коллекционеры готовы платить дорого (и еще дороже). Можно с большой долей уверенности утверждать, что цены на эти произведения не упадут, и, скорее всего, вырастут, а значит, их покупка является выгодной инвестицией.
С современным искусством дело обстоит сложнее. На сегодняшний день это самый оживленный сегмент арт-рынка. Если говорить о процентном соотношении объемов продаж произведений искусства, то по состоянию на 2017 год, на Старых мастеров приходилось 10% процентов, импрессионисты, постимпрессионисты и модернисты вместе «отгрызли» 44%, а объем проданного послевоенное и современное искусства - 46%. Почти половина!
Не стоит забывать о том, что среди продаваемых современных художников есть те, кто продолжает творить. Если есть спрос, то будет и предложение. В отличие от старых мастеров и импрессионистов, такие художники готовы удовлетворять растущий спрос. И, казалось бы, вот оно решение! Будем инвестировать в Джеффа Кунса и Дэмиена Херста. Ведь их работы входят в число самых дорогих произведений современных художников. Вот только кто даст гарантию, что через 10-20 лет их искусство будет цениться так же высоко?
Игра на арт-бирже мало чем отличается от игры на обычной бирже. Покупку искусства с целью в долгосрочной перспективе выгодно «сыграть» на выросшей цене можно сравнить с русской рулеткой. Есть шанс выиграть, но от крупного проигрыша тоже никто не застрахован.
Хотелось бы верить, что со временем люди поймут, что Чёрный квадрат Малевича - это не искусство, а развод для лохов. Так что надеюсь, в будущем искусством будет считаться только то, что таковым является