Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Все ли в школьной программе по биологии правда, или есть сильно устаревшие факты, которые опровергли еще очень давно?

ОбразованиеБиология+1
Анонимный вопрос
  ·   · 13,5 K
Биолог. Репетитор по биологии и химии. Не отвечаю...  · 29 мар 2021
Bez-nazvaniya-2-2.jpg

В первую очередь в школьной программе дают устаревшие представления о системе органического мира, это если говорить о больших разделах.

Если посмотреть конкретные темы, то тут тоже очень много неточностей. Приведу пару примеров.

В школьных учебниках пишут, что взаимодействие гриба и водоросли в лишайнике – это пример взаимовыгодных отношений (симбиоза), на самом деле взаимодействие компонентов лишайника гораздо сложнее. Немного об этом можно почитать, например, здесь

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biology/1299/%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Ещё один пример касается грибов трутовиков. В школьном курсе они рассматриваются в разделе паразитических грибов. Однако грибы-трутовики по образу жизни бывают разными, есть виды, которые являются:

  • облигатными паразитами - всегда паразитируют на живых деревьях: трутовик серно-жёлтый (Laetiporus sulphureus (Bull.) Murrill);

  • факультативными паразитами - в зависимости от ситуации могут жить на мертвой древесине или на живых деревьях: трутовик настоящий (Fomes fomentarius (L.) Fr.);

  • сапротрофами, т.е. могут жить только на мертвых деревьях: трутовик разноцветный (Trametes versicolor (L.) Lloyd).

С одной стороны понятно, что биология сложна для изучения из-за очень большого объема материала, который нужно знать, поэтому невозможно рассказать обо всех нюансах и исключениях в рамках школьного курса. С другой стороны не всегда понятно, почему в некоторых темах даётся только часть материала и по какому принципу выбрана только эта часть, как в примере с грибами.

Канал c материалами для подготовки к ЕГЭ по химии и биологии.Перейти на t.me/egechimbio
1 эксперт согласен

С лишайниками и грибами по учебнику Пасечника дети знакомятся в 5 классе! Какие облигатные паразиты! Материал по возрасту.

Космическая техника, Биология, Экономика  · 26 мая 2021
В целом, школьные учебники по естественным наукам "вылизываются" очень тщательно, и собранные там факты — практически "железобетонные". Грубых, принципиальных ошибок нет совсем. Вместе с тем (и как видно по другим ответам)... Читать далее
1 эксперт согласен
Небольшое дополнение. ошибки в современных учебниках встречаются. Обычно не принципиальные. В т.ч. и в учебниках... Читать дальше
Инженер-аналитик  · 19 мар 2019

На данный момент таких фактов нет, но в связи с введением в школьный курс основ всяческих религий и общей деградацией образования теория Дарвина "О происхождении видов" может быть признана сильно устаревшей.

теория дарвина  ,  насколько я  помню  из  школьной программы  ,  была основана  на  атавизмах и рудиментарных... Читать дальше
Видеоинженер  · 28 мая 2021
Школьная программа это не специализированный курс. Практически все предметы даются на уровне базовых понятий и общих схем. Например та же теория Дарвина дается на самом начальном уровне: появилась случайная мутация, она либо... Читать далее

"на уровне базовых понятий" авторов учебника.

Первый
Магистр биологии  · 29 мар 2021

Долгое время мезосомы прокариот считались структурами, выполняющими функцию органоидов прокариотической клетки. Сейчас считается, что это аберрация при электронной микроскопии (из-за жестких методов фиксации препарата).

На самом деле, очень много устаревшей информации, которая к тому же выносится на ЕГЭ! Приведу примеры: в школьном учебнике написано, что млекопитающие произошли от рептилий (пресмыкающихся), а на самом деле, от синапсид (совсем... Читать далее

Я всё понимаю, но какие Вам птицы — пресмыкающиеся??

Про зоны языка, якобы "ответственные" за разные вкусы. Неверный пруф родился еще в 19 веке при неверном переводе с немецкого на английский. В реальности рецепторы разных вкусов примерно в одинаковых пропорциях распределены по всему языку.

Правда? а я сыпала соль на разные зоны языка и пыталась понять, где эта "солевая" зона...