Считаю уроки в школе вроде ИЗО, МХК, музыки, ритмики, информатики, астрономии и прочему не должны быть обязательными для всех. Сюда же отнесу и шахматы. Объясняю почему:
Мне очень нравится образовательная программа в США в старших классах тем, что у них есть обязательные предметы: английский, история мировая и история США, математика (алгебра, геометрия, статистика, теория вероятности включены в курс математики). Остальные несколько предметов (а их там широкое множество: от нескольких видов профессионального спорта (что у нас замещено бестолковой, но обязательной физкультурой), до школьного оркестра (где реально дети учатся играть на инструментах, а не поют дурацкие песеники без постановки голоса и обучению вокала, как у нас на уроках музыки, а так же гончарное искусство, курс кинематографии, поэзии, изобразительного искусства и так далее) ученики берут на свой выбор и по своим предрасположенностям, интересам, талантам. Короче, главное их отличие от нашей системы образования: что они берут на качество, а не на количество. И я считаю эту стратегию более грамотной инвестицией в образовательной среде. Кто бы что не говорил про то, что столько разных уроков школьникам необходимо для "общего развития" - в итоге, не учитывают, что быть мастером на все руки - удел едениц, а те знания,умения и навыки, которые дают учителя российских школ по профильным предметам (вроде изо, музыки или физкультуры) находятся на очень и очень низком уравне, фактически, как сейчас это принято говорить - "на дне". Как итог, мы заставляем заниматься детей тем, что им не нужно, к чему у многих из них нет предрасположенности и самое главное - в конечном итоге они не выносят каких-то навыков из этого. Как результат: потерянное время, силы, финансы и испорченные аттестаты. Лучше у детей будет несколько предметов, помимо обязательных (русского, математики, истории), которые они будут выбирать для себя сами. Но где их и учить будут профессионально. Профессионально играть на инструметах, получать спортивные разряды, решать шахматные задачи, знать техники и стили в изобразительном искусстве и уметь их применять на практике. Но, боюсь, что в Российских реалиях это не то, чтобы невозможно, но очень близко к невозможному. Потому что для этого придется вкладывать значительно больше финансов как в сами школы (стройки стадионов, бассейнов, расширение площади самих школ), так и замещать бездарей-учителей на настоящих профессионалов своего дела и педагогики, безусловно, повышая их квалификацию и их зарплаты, что наш Премьер-Министр считает совсем ненужным :)
А можно увидеть ссылки на исследования нейробиологов?
Всем это точно не надо. Шахматы конечно развивают мозг, но также много усилий надо и усидчивости. И если успехов все равно не будет из-за природных данных - зачем врема тогда терять?