Большое впечатление на меня произвело таковое у Ги де Мопассана в романе "Милый друг":"Семиэтажный дом, где он снимал комнату, был населен двумя десятками семей рабочих и мещан. Поднимаясь по лестнице и освещая восковыми спичками грязные ступеньки, усеянные очистками, окурками, клочками бумаги, он вместе с болезненным отвращением испытывал острое желание вырваться отсюда и поселиться там, где живут богатые люди, — в чистых, устланных коврами комнатах. Здесь же все было пропитано тяжелым запахом остатков пищи, отхожих мест и человеческого жилья, застарелым запахом пыли и плесени, запахом, который никакие сквозняки не могли выветрить.
На узкой железной кровати, на которой от тяжести его тела образовалась впадина, валялось его будничное платье, поношенное, измятое, скомканное, всем своим отвратительным видом напоминавшее отрепья из морга. А шелковый цилиндр, его единственный цилиндр, лежавший вверх дном на соломенном кресле, точно ждал, чтобы ему подали милостыню.
На обоях, серых с голубыми букетами, пятен было столько же, сколько цветов, — застарелых, подозрительных пятен, о которых никто не мог бы сказать, что это такое: то ли раздавленные клопы, то ли капли масла; не то следы пальцев, жирных от помады, не то брызги мыльной пены из умывального таза. Все отзывалось унизительной нищетой, нищетой парижских меблированных комнат. И в душе у Дюруа поднялась злоба на свою бедность. Он почувствовал необходимость как можно скорее выбраться отсюда, завтра же покончить с этим жалким существованием."
Так же впечатлило описание у Достоевского. Когда читаешь "Преступление и наказание", именно благодаря описанию жизни главного героя становится отчасти понятен его поступок. Крошечная комната, в которой жил студент Раскольников, не могла не повлиять на его психологическое состояние. Как говорят современные психологи, жизнь в крошечной комнате, безусловно, "сужала" его сознание.
"… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая … все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.
...там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца...
...Раскольников...поднялся в свою каморку...
...дурная квартира... …точно гроб...
...тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова... лежавшего на мизерном грязном своем диване...
...он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку...
...ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору...
...Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова..."
Пожалуй, "Униженные и оскорбленные" Достоевского. Конечно, "На дне" Горького. И "Гроздья гнева" Стейнбека. Во всех трех произведениях авторы читателя задевают этой темой до глубины души.
Вот как раз именно роман "Западня" мне первым пришёл на ум. Долго от этой книги отходила.
Из иностранных авторов - сильно очень в "Гроздьях Гнева" у Дж.Стейнбека. Ну и конечно воспоминания о блокаде Ленинграда, их много сейчас вышло.