Давайте для начала обратимся к русской классике. Наверное, когда речь заходит и сирых и убогих и об их художественных образах в литературе, первым на ум приходит Федор Михайлович Достоевский.
Достоевский родился и вырос в Московской больнице для бедных, и, образно выражаясь, духом он и остался в этой больнице навсегда. Я имею в виду не только терапевтический характер его творений. В названии его первого романа различим не один лишь любезный русскому слуху социальный акцент. “Бедные люди” (логическое ударение на втором слове) — это словно вздох мировой скорби — вздох по всему роду человеческому, а не только горевание об отсутствии вещественных и материальных благ. Бедный человек — человек несчастный, несовершенный, далекий от идеала. Это почти божественная печаль о слабом и одиноком человеческом существе и вместе с тем его горестная самооценка.
В “Преступлении и наказании” Мармеладов говорит Раскольникову: “Милостивый государь… бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!”
“На дне” Горького – тоже изображение человеческого падения, отчаяния, нищеты. “Котлован” Платонова, “Колымские рассказы” В. Шаламова. Тут, правда, бедность, так сказать, принудительная – как средство государственной репрессии, и поэтому практически безысходна.
В западной литературе – это “Хижина дяди Тома” Гарриет Бичер-Стоу. В некоторых романах Гюго, “Принц и нищий” Марка Твена и др.
В русской поэзии – это Некрасов. “Еду ли ночью по улице тёмной…”, где женщина идёт на панель, чтобы доставить “гробик ребёнку и ужин отцу”. Вообще Россия прошлых и позапрошлых веков не воспринимается в литературе как страна богатая, обеспеченная, исполненная довольства. Вот, к примеру, из Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
(Ф.И. Тютчев “Эти бедные селенья…”)
Современные же художественные образы хорошо описываются меткой фразой Пелевина - «солидный Господь для солидных господ». Нынешняя русская литература больше интересуется гламурной жизнью и трудностями существования олигархов. Бедность сейчас не в моде. Её стесняются, она не в тренде. Остаётся вместе с Достоевским вздохнуть: «Бедные люди!» – не в смысле их материальной недостаточности, а как констатация моральной ущербности.
Пожалуй, "Униженные и оскорбленные" Достоевского. Конечно, "На дне" Горького. И "Гроздья гнева" Стейнбека. Во всех трех произведениях авторы читателя задевают этой темой до глубины души.
Вот как раз именно роман "Западня" мне первым пришёл на ум. Долго от этой книги отходила.
Из иностранных авторов - сильно очень в "Гроздьях Гнева" у Дж.Стейнбека. Ну и конечно воспоминания о блокаде Ленинграда, их много сейчас вышло.