Понятие virtù вводится Макиавелли в обращение уже в первой главе «Государя», когда он говорит, что государства приобретаются либо с помощью силы, либо благодаря милости судьбы, либо посредством virtù. Обычно это понятие переводят на русский языка как «доблесть», хотя подобный перевод вызывает некоторые трудности – доблесть в русской традиции в первую очередь связана с воинскими добродетелями. Для Макиавелли virtù, во-первых, не моральная добродетель, не нравственное качество, и во-вторых, она понимается им как некая исключительная ловкость, способность человека совершать нечто вопреки требованиям фортуны. Virtù – это дар получать то, что ты хочешь, решать поставленную задачу даже в неблагоприятных условиях; в общем, талант, доступный немногим. Если вы хотите стать государём, но у вас нет virtù, нет особых дарований, получить и удержать власть вам будет сложно, готовьтесь к множеству трудностей. Среди людей, обладавших virtù, Макиавелли называет Моисея, Тесея, Ромула – то есть, легендарных героев. Тем не менее, virtù – важная черта сильного правителя, о пришествии которого в родную Флоренцию Макиавелли мечтал со времён падения Савонаролы.
Аналогия "небесного мандата"