Различие трансцендентного и трансцендентального ввел И. Кант, используя понятия предшествующей (средневековой, если не ошибаюсь) философии, в которой они были близки по содержанию и смыслу. Кенигсбергский философ употребил эти понятия, чтобы описать возможность и ограниченность (обусловленность) опыта.
То, что находится за пределами (trans-) чувственного опыта, не может быть предметом опытного знания (но может мыслиться и быть предметом другого познания) - это трансцендентное. То, что также не присутствует в опыте, но все же не альтернативно ему, сопряжено с ним - трансцендентальное. Оно не дано в опыте, но делает его возможным, обусловливает его содержание. Без трансценденталий (не трансценденций!), например пространства и времени (формы чувственного созерцания), рассудочных понятий, априорных идей разума, никакой опыт (а значит и познание) невозможен, он "рассыпается", его нет как определенного опыта, опыта "чего-то" или "о чем-либо".
Хорошая метафора трансцендентального - граница (цензус с лат. и есть граница, черта). Граница и связана с тем, что ограничивает (держит в своих пределах), иначе она была бы границей чего-то другого, и не совпадает с этим ограничиваемым (находится как-бы "за" ним, "снаружи" него), иначе она не была бы границей.
Исправляю собственную описку ☺ Последний абзац - о трансцендентальном. Граница - метафора трансцендентального, конечно.
Трансцендентный - лежащий за гранью любого познания. Например, Бог.
Трансцендентальный - независимый от опыта, априорный.
P.S. В философии Канта.
Может ли априорное знание находиться за пределами любого познания?