По-моему, не в символах (которые можно притянуть, а можно и не притягивать) здесь самое существенное. И художественную ценность акции Павленского легче проиллюстрировать на примере не двери ФСБ, а жеста с брусчаткой Красной площади. Если бы он сделал меньше (ограничился бы, допустим, приклеиванием или попыткой пробежаться), это было бы просто смешно и глупо, "несерьезно". Если бы он сделал больше (реальная кастрация, самосожжение), это был бы уже исключительно политический/психиатрический жест: "человек ставит на карту всё; он не взвешивает, чем ему рискнуть, а чем - ещё нет". А Павленский как раз "высказался" - сделал достаточно, чтобы его заметили, и чтобы говорили именно о форме его высказывания, а не о политическом протесте. В этом, в общем, сущность искусства - найти для высказывания точную форму, не больше, и не меньше, чем нужно.
сам задал, сам ответил
Охуенный из тебя художник