Образ дверей ада — один из самых важных в христианской культуре, закрытость и замкнутость адского эгоизма. Огонь — это двойственный символ, как адского огня, так и огня божественной благодати. Акция Петра Павленского перевела современное русское искусство в литургический ключ: Литургия — это как раз действие, уничтожающее ад в реальном времени, когда потенциальное спасение превращается в реальное причастие спасению. Поэтому изобразить Литургию можно как циклическую структуру, когда событие возвращается к себе, образность возвращается к себе (присутствие Божества в Литургии с самого начала), но при этом стрела спасения — переход от потенциального к актуальному. Так и здесь огонь вернулся к огню, но при этом смысл акции должен быть в отказе от страха, в светском варианте спасения. Павленский уподобляется не Христу и не мученику, а служащему Литургию священнику. Явная и ассоциация с самосожжением Яна Палаха (и сериалом "Терновый куст" о нем), но здесь важен не подвиг, но общий образ для всех. Я бы говорил о целом ряде литургических акций в современной России, менее индивидуалистичных, такие как "Возвращение имен" и "Последний адрес", где важнее всего общность ушедших и живых. Павленский стал первым жреческим художником современного русского искусства: художник как священник, литург, жрец и жертва.
сам задал, сам ответил
Охуенный из тебя художник