Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем уникальность The Beatles? Почему их считают лучшей группой всех времен?

Музыка
Andrey Savchenko
  ·   · 124,9 K
Первый
Научный сотрудник ИГИТИ им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ  · 20 сент 2015

Если во втором вопросе под «лучшей группой всех времен» понимать «наиболее успешной группой всех времен», то можно объяснить такое утверждение количественными показателями и разнообразными регалиями. За неполные 10 лет существования группы, они записали 12 студийных альбомов (или 13 – смотря что считать за альбом) – более 200!!! песен; The Beatles получили 26 номинаций на Грэмми, выиграв 10, в списке величайших исполнителей всех времён журнала Rolling Stone битлы занимают почетное 1-е место; участники группы были награждены Орденом Британской империи (получили рыцарский титул от Королевы Британии) «за выдающийся вклад в дело процветания Великобритании»; наконец, the Beatles попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая продаваемая группа в мире – уже в начале 2000-х было продано более миллиарда дисков и кассет, связанных с именем группы.

Однозначный ответ на первый вопрос дать совсем непросто. Зато становится очевидно, что популярная музыка не может быть полно описана исключительно в музыкальных, эстетических терминах. Безусловно, успех группы во многом обусловлен недюжинным талантом участников коллектива – Джона Леннона, Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра, их трудолюбием, полной отдачей любимому делу музыки, готовностью меняться, привносить в собственное творчество новые элементы. Но все это, на самом деле, никак не может охарактеризовать уникальность «Битлз» – в одном Ливерпуле конца 50-х–60-х годов было множество талантливых, трудолюбивых, новаторских команд. Здесь стоит сказать об особенностях музыкальной среды города. Ни для кого не секрет, что британский рок – это американская молодежная поп-музыка привитая традиционными британскими мотивами. Тем не менее, для описания звучания ливерпульских команд используется понятие Liverpool Sound («ливерпульское звучание»). Ливерпуль – был крупным портовым городом, в который со всего света стекались не только продукты производства, но и песни, музыка (например, ямайская, индийская, африканская). Разнообразные диаспоры, да и просто прибывающие торговцы и моряки, формировали в этом городе тысячи музыкальных клубов особую питательную среду, не исчерпывающуюся исключительно американским попом и британской народной музыкой. Именно в этой среде и варились «Битлз», хотя опять-таки – не только они.

Далее, важную роль в успехе группы сыграло осознание участниками необходимости профессионализации своей деятельности. Приглашение Брайана Эпстайна, владельца магазина грампластинок, на роль менеджера группы стало одним из поворотных моментов истории группы. Он скупал пластики битлов на свой страх и риск, дабы те поднимались в рейтингах, упорядочивал графики выступлений группы, занимался составлением программ выступлений, работал над сценическим образом «Битлз». Здесь мы переходим к еще одной важной составляющей успеха – сценическому образу. Вне зависимости от того, кто придумал узнаваемый образ группы (на это претендовали разные люди, имевшие отношение к группе) – стрижка моп-топ, консервативные черные костюмы с пиджаками без воротников (иногда такие пиджаки называют «битловками»), «приличное» поведение на сцене. Для чопорной Англии, где отношение к музыке зачастую определяется моральным и морализирующим оцениванием музыкантов (например, гастроли молодого, а впоследствии великого, рок’н’рольщика Джерри Ли Льюиса в Британии были сорваны из-за его неподобающего поведения), «Битлз» получили невероятно выгодный ярлык «good-boys», в противоположность плохим парням из Rolling Stones, и сексуально-распущенным чужакам из Штатов. Тем не менее, профессионализация и образ – важные элементы популярной музыки, начиная с 30-х годов, и в этом также нет ничего уникально-битловского.

Еще один аспект, который необходимо учитывать, говоря о the Beatles – это поиск идеального звучания и экспериментирование со звуком и звукозаписью. Джордж Мартин – пятый битл, – продюсер и звукорежиссер группы, сыграл здесь огромную роль (хотя и сами участники с большим интересом пускались в эксперименты, достаточно указать на заигрывание с восточными мотивами во второй половине 60-х Джорджа Харрисона). Мартин, блестяще разбиравшийся в музыке, сделал возможным воплощение многих смелых идей участников группы, причем воплощение, практически идеальное по форме (например, «симфоническая» сторона «Yellow Submarine» или единство «Strawberry Fields Forever», составленной из разных по темпу и тональности частей).

Наконец, говоря о всемирной популярности Битлз и феномене битломании, начавшейся с выступления на шоу Эда Салливана, стоит иметь в виду некоторые исторические обстоятельства, подготовившие почву для самой возможности успеха британской музыки в США. Так, во второй половине 50-х годов, практически все ведущие американские поп-музыканты исчезли со сцены: в 1959 г. погиб в автокатастрофе Бадди Холли, а Чак Берри был приговорен к 5 годам заключения, годом ранее Элвис отправился в армию, Литл Ричард отошел от музыкальной деятельности, став проповедником в 1957 г., Джерри Ли Льюис был подвержен обструкции за женитьбу на несовершеннолетней двоюродной племяннице (конец 50-х иногда называется, по мотивам песни Дона Маклина «American Pie», «временем, когда умерла музыка»). Собственно, этот вакуум на рынке молодежной популярной музыки и был заполнен новой британской рок-музыкой, что впоследствии было названо «Британским вторжением». Хотя «Битлз» и оказались первой британской группой, добившейся вершин американских хит-парадов, они не были единственными.

Таким образом, все указанные причины – среда, талант, трудолюбие, преданность делу, профессионализация, экспериментальность, внимание к образу группы и перфомансу, благоприятные обстоятельства рынка, помноженные на уникальную харизму и личностное обаяние Маккартни и Леннона, – важно учитывать, говоря про уникальность и успешность группы. Можно сказать, что это необходимые элементы величия the Beatles, но недостаточные: многие группы в чем-то могли даже превосходить битлов, но не достигли ни такой известности, ни такого коммерческого успеха. В этом смысле, уникальность Битлз заключается и в том, что нельзя дать исчерпывающего объяснения этой уникальности. Зато так легко можно наслаждаться их музыкой.

Маленькая поправочка - Бадди Холли погиб в авиакатастрофе

Настройка и ведение контекстной рекламы...  · 22 февр 2021
Проект "Битлз" ставил своей целью отвлечь молодежь от левых настроений и про-советских симпатий, поэтому разрабатывался в недрах Тавистокского института человеческих отношений. 60е - это райская россыпь уникальнейшей музыки... Читать далее

Умоляю! Не смотрите программы Прокопенко!

Первый
я юрий пенсионер 65 лет живу в крыму.  · 14 окт 2020

ваши ребята всё уже сделали.собралось 4 одарённейших и супер работящих бога и начудили на весь мир.и планета расхлёбывается до сих пор и плюётся от появления басковых беланов филипов и невозможно их смыть брандсбойтом в помойку навечно !

а ринго кричал о мозолях от helter skelter(у меня от неё мурашки постоянно)

Кино, спорт, биохакинг, философия  · 16 авг 2021
Начать нужно с того, что это была ПЕРВАЯ настоящая группа в мире. До них были солисты с аккомпанирующим составом. Битлз за 10 лет своего ломали все шаблоны, которые существовали. Они делали то, что до них не делал никто -... Читать далее
your own personal butthurt  · 1 февр 2019
Итак, в чём же феномен Битлз? Почему спустя почти полвека после распада группы по-прежнему ведутся споры о её значимости для истории музыки? Во-первых, Битлз стали первой группой получившей настоящую мировую известность, причем... Читать далее
Рок-полиглот  · 20 нояб 2017

Они действительно лучшие. Запоминающиеся мотивы песен, четыре красавчика в смокингах. Как они могут быть худшими? Одна лишь "Yesterday" вам все объяснит)

Сотрудник "Билайн"  · 25 авг 2018
Ну потому что множество людей по всему миру любит посредственность. Битлз по сути не слишком отличаются от Ольги Бузовой, та же простецкая музыка, незатейливые тексты и цепляющие припевы. Однако вот по какой-то неведомой... Читать далее

Это в Револьвере то простецкая музыка и тесты?

Мастер электроучастка  · 27 февр 2020
Думаю в том что они много экспериментировали с электронной обработкой.  Я с детства удивлялся особой хриплости их голосов, но списывал на качество записей. Но услышав качественные записи понял, что это обработка такая, которая... Читать далее

Где это "особая хриплость голосов"?

Шофер грузовика с полуприцепом-рефрижератором  · 29 дек 2019
Феномен Битлз создался работой над своими песнями.Наверное все помнят вопль Ринго Старра "У меня уже мозоли на пальцах от барабанных палочек" Они (Битлз) сами писали свои песни и сами же над ними работали с помощью... Читать далее
Помню-помню...;)) Только про "барабанные палочки" там не ничего не говорилось. Ринго просто кричит: "I've got... Читать дальше
Первый
Пожалуй, прав Макаревич в своей оценке феномена Битлз. "Всенародный Макар" считает появление в его жизни Битлз главнейшим событием, определившим его дальнейшую судьбу, однако он просто издевается над позицией, что "Битлз... Читать далее