Буддизм, на самом деле, довольно разный. Но в основе буддистского учения лежат четыре благородные истины:
Сразу нужно отметить, что буддизм признает идею перевоплощения. Как следствие, простой отказ от жизни, с точки зрения буддизма, не поможет разрешить проблему страдания: поскольку желания и привязанности останутся, то неизбежно человек после смерти воплотится снова, и не исключено, что в худших условиях, если Вы прожили эту жизнь не очень хорошо. Поэтому буддизм предлагает тренировать отрешенность и непривязанность уже в этой жизни, не дожидаясь следующей.
Правда, не все направления буддизма сходятся в том, сможете ли Вы обрести нирвану в этой жизни, и если сможете, то как. Одни полагают, что да, даже если Вы мирянин. Другие считают, что для достижения нирваны необходима жизнь в монастыре, и если в этом воплощении Вы не стали монахом, то Вы можете, тем не менее, прожить свою жизнь хорошо и обеспечить себе более благоприятное рождение в следующей жизни. Третьи добавляют, что если вдобавок ещё и почитать некоторых духовных существ (например, Амитабху), то можно, прожив достойную жизнь, переродиться в их более совершенных мирах.
Точно так же не сходятся направления буддизма и в отношении оптимальных методов достижения нирваны. Некоторые направления акцентируют внимание на специальных секретных духовных техниках, передаваемых от учителя к ученику, другие - на сидячей медитации, третьи - на поклонении боддхисаттвам и т.д и т.п.
При этом буддизм указывают на важность сострадания к другим живым существам, а также на следование определённым этическим нормам, которые делятся на три основные категории: правильная речь (не лгать, говорить с другими уважительно, не пустословить и т.п.), правильное поведение (например, не убивать, не воровать и т.п.) и правильный образ жизни (не зарабатывать на жизнь нечестным путём, например, обманывая людей). Правда, трактоваться эти нормы могут по-разному: не будем забывать, что самураи тоже были буддистами, но воевать им это не мешало (как и другим буддистам в Индии, Китае и Монголии). Но это отдельная тема.
Что касается второй благородной истины, то и здесь нужно понимать, что буддизм не то, чтобы призывает не есть, не пить и превратиться в роботов. Скорее, буддизм видит корень проблемы в привязанности человека к материальным вещам и зависимости внутреннего состояния от удовлетворённости материальных потребностей. Именно это буддизм пытается преодолеть. В одной из дзен-буддистских притч, мастер объясняет суть просветления следующим образом: "Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сплю". Когда спрашивающий возражет, что все люди так и поступают, мастер указывает на то, что это не так, потому что:
Когда люди голодны, они едят. Только снаружи, тело ест. Тем не менее, внутри они думают, и они жаждут денег, славы, секса, пищи, и чувствуют злобу. И также когда они устали, из-за этих желаний они не спят.
Собственно, это и есть те "желания", от которых буддизм предлагает избавиться.
Впрочем, как я уже сказал выше, в буддизме много направлений, и все они имеют свою специфику, в том числе, в отношении интерпретации основных положений буддистского учения. Разобрать это подробнее в коротком ответе невозможно, но надеюсь, что он послужит отправной точкой.