В первую очередь, стоит отметить, что фильм является, по сути, экранизацией снов Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали (создателей кино). Бунюэлю как-то приснилось, что облако разрезает луну так же, как бритва разрезает глаз, а Дали в свое время приснилась ладонь, по которой ползали муравьи. Приятели решили, что сие есть отличный сюжет для фильма и сняли его. На вопрос, а о чем, собственно, фильм, Бюнуэль отвечал, что при создании сценария они с Дали сошлись на одном: "В фильме не должно быть ни одной идеи или образа, которые можно было бы подвергнуть какому бы то ни было рациональному объяснению". И, отвечая на Ваш вопрос, он также отметил, что "Ничто в фильме ничего не символизирует. Единственный метод считывания символов - это, разве что, психоанализ".
Критикам, посмотревшим фильм, удается найти объяснение отдельным сценам, но объяснения эти настолько рознятся, что перечислять их все нет смысла. Тем не менее, в некоторых случаях показания сходятся. Вот, что мне удалось найти.
В прологе мы видим мужчину, который точит бритву (это, кстати, сам Бунюэль). Потом он отрезает себе ноготь, чтобы показать, насколько она острая. И в этот момент показывается тот самый разрез луны облаком и соответственно разрез глаза бритвой. Жан Виго (французский режиссер) утверждал следующее: "Может ли быть зрелище более ужасающее, чем облако, закрывающее полную луну? Пролог едва ли может кого-то оставить равнодушным. Это говорит о том, что этот фильм нужно смотреть другими глазами". Так-то оно может и так, но, как мы уже знаем, это всего лишь сон Бунюэля.
Надпись "8 лет спустя", как и другие псевдофлэшбеки, не несет смысла, разве что придает ощущение сна, где времени в нашем классическом понимании не существует (впрочем, как и смысла).
Другая известная сцена, основанная на сне Дали, - это муравьи, ползающие по руке. Здесь мнения расходятся. Кто-то говорит, что это про время и нашу ничтожность перед ним, кто-то - что нам просто показывают, как героя разрывает изнутри, а кто-то - что это символизирует жажду убивать. Опять-таки, это сон и расшифровывать сцену следует с психоаналитиком.
Сцена с мертвыми ослами - это, пожалуй, самая объяснимая часть всего фильма. После того, как герой видит смерть мужеподобной женщины, у него пробуждается похоть (существует мнение, что это символизирует зависимость смерти от жизни, проще говоря - кто-то умер, значит теперь надо кого-то нового привести в этот мир). Он пытается изнасиловать женщину, но добраться до нее ему мешают два рояля с двумя мертвыми ослами на нем, а также два священника. Этим Бунюэль и Дали пытались показать, как религиозные предрассудки, буржуазия и смерть мешают естественным желаниям человека - сексуальному желанию и желанию творить искусство, так как ему хочется - и достижениям его целей. Здесь священники символизируют церковь, рояль - буржуазию, мертвые ослы - смерть.
Сцена с мужеподобной женщиной, тыкающей палкой в оторванную руку, является загадкой для критиков, однако некоторые полагают, что это просто демонстрация цикла жизни, а эта рука - рука того трансвестита, который умер в предыдущем сегменте. В психоаналитическом понимании эта рука является отсылкой к руке, полной муравьев, что, в свою очередь, может означать мастурбацию. Это интерпретация по Фрейду, где, в лучших его традициях, все связано с сексуальностью. Так, волосатая женская подмышка символизирует женские гениталии, которые позже оказываются на месте рта протагониста. Какой в этом смысл? Полагаю, в общем-то никакого.
Женщина, выкидывающая вещи из окна - дань классическим комедиям, снимающимся в то время. Режиссерам не был чужд юмор.
Ближе к концу фильма мы видим на стене мотылька, которого так же называют "Мертвая голова" из-за фигуры, похожей на череп, на его спине. Это, конечно, символ смерти и перерождения (довольно частая интепретация бабочек и мотыльков в кино).
В конце пара гуляет по пляжу, целуясь и держась за руки. В последней сцене мы видим их закопанными в песок по пояс. Это создает образ памятника. Влюбленные в песке - памятник юности, беззаботности и любви.
Фильм можно пытаться объяснить только по конкретным сценам, так как целиком он не несет никакой смысловой нагрузки. Однако основной символизм произведения состоит в том, что нам во всем непременно нужно найти смысл, даже когда его, очевидно, нет.