Мораль, этика и прочие подобные вещи нужны, чтобы разнообразить человеческое поведение иррациональными мотивами, сделав его более сложным и интересным.
Рассмотрим, например, такую штуку как честность. Она по своей природе иррациональна. Честный человек говорит правду даже тогда, когда это идёт против его интересов. Если бы не было морали, то такой человек не мог бы существовать в принципе. Для его появления не было бы никаких предпосылок.
Дело в том, что люди - общественные животные. Они всегда делят окружающих на своих и чужих. Это базовый социальный инстинкт. Чем меньше человек образован, тем ярче он у него проявляется.
Если бы общественным поведением управляли строго рациональные мотивы, то честность, как ценностный феномен, не могла бы возникнуть. Не было бы никакого фактора, который бы стимулировал людей всегда говорить правду или хотя бы всегда лгать, т.е. вести себя одинаково в плане честности, чтобы можно было как-то зафиксировать само это различение. Рационализм поощряет говорить правду своим, но врать чужим. Проще говоря, он поощряет лояльность своей группе и нелояльность по отношению к конкурирующей или враждебной группе. Проблема даже не в том, что честность не поощряется. Ни честность, ни бесчестность в таком обществе вообще не существуют. Таких концептов просто нет. Человек не может быть ни честным, ни вруном, потому что никто не знает, что это вообще значит. В таком обществе можно быть только преданным или предателем. Ну, а врать или не врать, - зависит от конкретной ситуации. Решение должно приниматься, исходя из того, что сулит больше выгоды и меньше проблем.
Рациональное поведение слишком предсказуемо. В нём мало что зависит от самого человека. Всегда можно оценить общий расклад интересов и, исходя из того, какие интересы преследует тот или иной человек, надёжно предсказать его поведение. Если бы общество было устроено рационально, то от идеи свободы воли пришлось бы отказаться очень давно.
Но тут на помощь приходят этика и мораль. Если предположить, что иногда люди могут действовать иррационально, подчиняясь каким-то абстрактным принципам (типа честности), то предсказать их поведение становится значительно сложнее. У них в голове всегда происходит некий конфликт. Их рациональные интересы вступают в противоречие с абстрактными принципами, соблюдение которых, как они считают, имеет важное значение. И нельзя заранее предсказать, кто победит. В зависимости от личного опыта человека, может победить либо внутренний демон, призывающий сделать так, как выгодно, либо внутренний ангел, настаивающий на том, что необходимо соблюдать принципы. И сам факт того, что в душе каждого человека всё время происходит подобная борьба добра со злом, делает нашу жизнь интересной.