Я обратила внимание на формулировку «успешных». Зависит от того, что имеется в виду под этим словом. Если это синоним «здоровых» и «хороших», а не «внушительно/красиво/впечатляюще/достойно смотрящихся со стороны», то клиентам с запросами на улучшение близких отношений я, как психолог, обычно предлагаю для начала посмотреть на 3 простые вещи:
- Вас видит ваш романтический партнёр? А вы его?
- Вас слышит ваш романтический партнёр? А вы его?
- Позволяете ли вы друг другу аутентично проявляться (психологически обнажать сокровенное и лучшее в себе)?
Потребности быть увиденным (1), услышанным (2) и доброжелательно встреченным в своей искренности и уязвимости (3) — базовые психологические потребности людей, удовлетворения которых мы ищем в любых близких отношениях, обретающих любые формы: сюда относятся и романы, и настоящая дружба, и браки, и родственные связи. По мнению психологов, причины по которым люди вступают в близкие отношения в актуальной современности, в первую очередь, психологические, а не социальные, финансовые и культуральные (что было характерно для предыдущих веков). Вот почему мы больше, чем когда-либо, беспокоимся о том, чтобы наши отношения были питающими, теплыми и созидательными.
Ещё очень эффективно смотреть на отношения с помощью такой модели:
забота* + близость** + общность ценностей партнёров
Если какой-то из этих моментов сильно провисает, отношения портятся.
*имеется в виду не абстрактная каноническая забота, а адресная - такая, которая радует именно вас и подходит именно вам на ваш собственный взгляд (в противном случае забота будет восприниматься как агрессивное вторжение)
**речь идёт в первую очередь об эмоциональной близости — ее ведущие компоненты я описала выше.