Русской культуре вообще свойствен радикализм, выражающийся в принципе из "крайности в крайность". Вспомнить хотя бы взрыв в русском искусстве начала XX века - русский авангард, который является следствием трёх революций: в философии, экономике и науке (ницшеанское Gott ist tot", марксизм и дарвинизм). Русское искусство двигалось крошечными шажками, беря вдохновение от западных образцов. В начале двадцатого же века Россия стала культурным центром мира; именно там происходили самые радикальные эксперименты в поэзии, живописи, музыке (кубофутуризм и главным образом заумь, супрематизм и опера "Победа над солнцем", представляющая собой синтез новых искусств).
Но вместе с тем русская культура весьма инертна, ибо берёт своё начало прежде всего в православии. Чаадаев в своих "Философических письмах"считал, что православие - эта инертная вера, в отличие от католицизма (в переводе, кстати. вселенская вера), стремящегося к прозелитизму. Как православие направлено внутрь себя, так и русское искусство до 19-го века было ориентировано именно на отечественного читателя-слушателя-зрителя.
Ну, и, конечно же, как не вспомнить пресловутую русскую амбивалентность - Восток/Запад. Тот же Чаадаев считал Россию - ошибкой на карте мира. Россия не может быть причислена ни к Великому Западу, ни к Великому Востоку. И если в этом он видел главную беду России (а вовсе не в дураках и дорогах), то Тютчев считал, что "у ней особенная стать", а Достоевский, увлёкшись почвеничеством, был убеждён, что Россия должна стать духовным оплотом мира.
Как верно подметил один из комментаторов на данном сайте: "Россия - страна, где за 200 лет ничего не меняется, а за 10 - всё".