Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем художественная ценность рассказа Владимира Сорокина "Настя"?

Искусство и культураЛитература
максим р.
  ·   · 43,1 K
Куратор темы "Технологии", преподаватель в МГТУ...  · 26 авг 2016

В аллегории, если хотите - в осмыслении. Собственно, ощущение аллегоричности происходящего передается именно запредельным, леденящим ужасом и "разрывом шаблона". Это доведение до абсурда того принципа языкового вытеснения, которым мы скрываем от самих себя неприятные вещи, которые приходится делать, вроде, например, убоя животных. На том же принципе базируются многие ритуалы инициации, большинство изустных практик, например, повивальные. В "Насте" Сорокин взял за основу патриархальный брак, причем в том виде, который описывается светлым, легчайшим языком классической прозы Тургенева, Гоголя, Толстого, Бунина. Брак, преподносимый как залог и ритуал доступа к абсолютному счастью, на практике и "за кулисами" обставляется как жертвоприношение невесты, в том или ином виде, в пользу жениха, за которым признается право потворствовать своим низменным порывам. Сама идея такого жертвоприношения сейчас выглядит порочной, так как превращает человека в бесправный объект, однако, ее уродливые рудименты не торчат в русскоязычном мире разве что из унитазов (и то лишь по чисто физическим причинам). Сорокин вскрывает и выворачивает идею жертвоприношения через брак наизнанку, и делает это мастерски, через этот "обыденный" каннибализм (можно "каннибализм обыденности"), через болезненную, жуткую метафору, кувалдой бьющую по нервам читателя. Про такие приемы говорят: "Удар не берется!", - защита от них отсутствует, но при грамотном применении они для психики - вроде армейского шприц-тюбика с трамадолом, убирают фантомные боли и заставляют эволюционировать.

Отвали со своим описанием, яндекскью.  · 1 нояб 2020
Ну, не в тех вещах, которые обычно принято хвалить и ценить в литературе. В основе происходящего в рассказе лежит простая метафора -- положение девушек, которых не спрашивая выдавали замуж, вроде бы как, можно было сравнить с... Читать далее
кандидат филологических наук, доцент Школы...  · 24 авг 2016
Начнем с того, что Владимир Сорокин – это писатель не для массового читателя. Это писатель-экспериментатор, современный авангардист.  Его творчество – это не забава, не развлечение, не отдых, это определенное художественное... Читать далее
Очень здорово, что некоторые, действительно сложные для понимания произведения, становятся куда понятнее благодаря... Читать дальше
Писатель, литературный критик, лауреат "Большая...  · 24 авг 2016
Рассказ написан очень хорошо – здесь прекрасный и замечательный русский язык, который контрастирует с ужасом происходящего.  Потому что то, что там случается, – это жуткий акт каннибализма, который литература никогда не... Читать далее

Читала лет 10 назад, но до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю.

Первый
Я не знала о чем рассказ, сейчас обязательно возьму за правила читать описание. Так как вчера у меня было ощущение, что меня поимели морально. Не знала куда бежать, что б вычеркнуть это из памяти. Не знаю сколько меня это будет... Читать далее
почему-то мне кажется, что в  ВШЭ неадекваты. теперь я в этом убедился. мало того, что не понимают творчество... Читать дальше