Основная проблема — невозможность прочитать меню. Когда перед ресторанными сетями встал вопрос о необходимости обзавестись меню, написанным шрифтом Брайля, эксперты не смогли признать, что это решение будет востребовано. К сожалению, далеко не все незрячие владеют Брайлем, а самое главное ― лишь самая малая часть из них (примерно 10%) передвигается без сопровождения. Остальные, как правило, со зрячим сопровождающим. Так что пока в большинстве случаев в кафе и ресторанах всё по-старинке — сопровождающего или официанта просят озвучить меню.
Наверное, именно поэтому меню, написанное шрифтом Брайля, практически нигде не найти. Более того, в популярных кофейнях «Кофе Хауз» и «Кофемания» о подобных вещах ничего не знают. В «Шоколаднице» единичные экземпляры представлены были, но распространения эта идея не получила. И многое зависит от города, где находится кафе. Даже если речь идет об одной сети. К примеру, в Сергиевом Посаде в «Шоколаднице» вопрос о наличии меню на Брайле привел сотрудницу в замешательство. Ничего не знаем о подобном — самый распространенный комментарий официантов и менеджеров общепита. Самым популярным аргументом при этом остается утверждение о низкой востребованности меню на Брайле.
Приятным исключением среди предприятий фастфуда является «Макдональдс». Меню, написанное шрифтом Брайля, распространяется по всем ресторанам сети. Это несложно проверить. В первом же «Макдональдс» в Сергиевом Посаде удалось получить меню на Брайле. Правда, на мой взгляд, оно могло бы быть написано более разборчиво, но здесь важен сам факт его наличия.
В сети Burger King никаких специализированных меню нет, зато мобильное приложение вполне доступно для слабовидящих. Можно прочитать, сделать заказ, узнать, где находится ближайший ресторан и т.д.
Необходимо отметить, что при посещении кафе и ресторанов почти все зависит от коммуникативных способностей незрячего. Он может попросить удобную для него глубокую посуду, дополнительную салфетку. Когда незрячий человек впервые посещает какой-либо ресторан или кафе, для сотрудников заведения это, как правило, нестандартная ситуация, и в результате — стресс. Как раз здесь важно, чтобы незрячий человек чётко сформулировал свою просьбу. Если первое посещение прошло без накладок, то второй визит незрячего будет уже рядовым событием. Например, в моем родном Сергиевом Посаде все знают кафе «Брынза». Очень приличное заведение, в котором привыкли к посещению людей с инвалидностью, и сервис на высоком уровне.