Интеллект тут не при чём, почти что. Дело в двух вещах - привычка к обучению и собственно мотивация обучаться. Они связаны друг с другом, но всё же относительно отдельны - и каждую можно отнести к бытовому понятию лени.
Так вот - если у Вас нет внутренней, лично Вашей мотивации к овладению знаниями из данной учебной программы, то учёба, закономерно, будет представлять собой в лучшем случае бессмысленную трату времени. А то и пресловутую каторгу.
То же касается и привычки - то есть, когда приобретать знания Вам комфортно и ненапряжно. Можно сказать, что это некий определённый уровень, когда Вы можете заниматься даже и "без мотивации" - точнее, сам фактор привычности её, мотивацию, автоматически обеспечивает.
Ни то, ни другое - свидетельством умственной отсталости быть не может. Чаще всего, вопрос всего лишь в том, что для Вас данное конкретное обучение - не является достаточно серьёзным жизненным приоритетом. Проще говоря - Вы не готовы тратить значительную, иногда даже основную часть свободного времени на учёбу. И имеете на то полное право, строго говоря - Ваше личное дело.
Чтобы иметь в конечном результате тот красный диплом, необходимо нешуточно въ*бывать в плане изучения материала; что далеко не всем интересно, и более того - в пресловутой "реальной жизни" после ВУЗа очень мало кому надо. Планируете научную карьеру? В таком случае да - отличный диплом Вам пригодится. Впрочем, ещё больше пригодятся навыки формирования связей с нужными персонажами в академической среде.
А что может послужить мотивацией к обучению, например, первоклассника?