Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Существуют ли религии, в которых нет сверхъестественного?

ОбществоФилософия+2
Валерий Тимирилиев
  ·   · 2,2 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные...  · 29 авг 2017  · academia.fzrw.info

Религии без сверхъестественного, конечно, существуют. Этот факт является главным положением критики советского определения религии, которое, восходя к определению, данному Плехановым, использовало "веру в сверхъестественное" как главный признак религии.

Несмотря на существование такого определения, "сверхъестественное", как показал, например, Е. Торчинов, - очень зыбкий конструкт. Процитирую фрагмент из его книги "Религии мира. Опыт запредельного":

"Посмотрим, как обстоит дело со сверхъестественным в развитых религиях. И здесь нас ждут сплошные сюрпризы. Обратимся к двум религиям Индии – буддизму и джайнизму. Изучая их тексты, мы с удивлением убедимся в том, что признаваемые ими божества и демоны всего только определенные типы живых существ (наряду с людьми и животными), что они так же рождаются и умирают, хотя срок их жизни может быть измерен только астрономическими числами. Достижение их состояния отнюдь не является религиозной целью двух названных учений, и значительной роли признание их существования не играет. Более того, в основах доктрины буддизма и джайнизма не произошло бы никаких существенных изменений, если бы их последователи вдруг решили отказаться от веры в богов и демонов, – просто двумя классами страдающих живых существ стало бы меньше. Таким образом, в буддизме и джайнизме, во-первых, существа, наделенные божественным статусом, рассматриваются как вполне посюсторонние, то есть, строго говоря, не сверхъестественные, а во-вторых, их роль в данных учениях вполне ничтожна.

Религии Китая обнаруживают еще меньше склонности к вере в сверхъестественное; не совсем даже понятно, как можно было бы перевести само слово «сверхъестественный» на древнекитайский язык. Вполне показательно, что идеалом даосской религии является не что иное, как естественность, естественное. Как гласит «Дао дэ цзин» (§ 16): «Человек берет за образец Землю, Земля берет за образец Небо, Небо берет за образец Дао (Путь, первопринцип. – Е.Т.), Дао берет за образец самоестественность (цзы жань). Идеал даосизма в конечном итоге сводится к следованию своей изначальной природе и к единению с природой как таковой. По справедливому замечанию синолога и миссионера-иезуита Л. Вигера, в религиозном даосизме мы встречаемся с описанием самых невероятных и фантастических событий и превращений, но все они объясняются естественным образом, что свидетельствует от том, что представление о чуде как некоем событии, принципиально нарушающем законы и нормы природы, было не только неизвестно даосизму, но и абсолютно чуждо ему. Да и все бессмертные, божества и гении даосской религии пребывают в пространстве Неба и Земли, в пределах сакрализованного, но вполне чувственно-конкретного космоса.

Даже в политеистических религиях Ближнего Востока древности, а также античных Греции и Рима идея сверхъестественного отсутствует. Древние египтяне были последовательными «монофизитами», пребывая в убеждении, что боги, люди, животные и другие существа обладают одной и той же природой. Поэтому, в частности, и животные обожествлялись ими не за сверхъестественные, а как раз за самые естественные свои качества и свойства, что вызывало одобрение Джордано Бруно, видевшего в египетском культе животных лучшее выражение понимания всеприсутствия божественной природы. Для греков и римлян также было вполне чуждо представление о богах как о трансцендентных сущностях.

По существу, только религии библейского корня (иудаизм, христианство и ислам) полностью удовлетворяют рассматриваемому критерию. Им присуще представление о трансцендентности Бога, о тварности и принципиальной иноприродности космоса и населяющих его живых существ, о чуде как божественном вмешательстве, нарушающем Богом же установленные законы природы.

В заключение следует с сожалением констатировать, что слово «сверхъестественное» зачастую употребляется в религиоведении не как однозначный термин и вообще не как понятие, а как слово обыденного языка, передающее интуитивное и внерефлексивное понимание чего-то как фантастического, не имеющего места в действительности и т. п. Помимо нетерминологичности такого словоупотребления оно опасно еще и потому, что нечто, представляющееся фантастикой и небывальщиной сегодня, может оказаться вполне реальным завтра (достаточно вспомнить о современной теоретической физике с ее теорией искривления пространства-времени или о генной инженерии; более спорные примеры, связанные, например, с парапсихологией, можно не приводить)".

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin
Ну это игра терминами. Буддизм основан на вере в колесо сансары и в то, что надо его преодолеть, чтоб избежать... Читать дальше
Кушнер Алексей, специалист по химической зависимос...  · 24 мар 2021
Конечно есть например "Атеизм" - прям так и трактуется как вера в то, что нет ничего сверхъестественного или коммунизм, социализм, экстремизм - как вера в то, что за все содеянное тебе точно не чего не будит или самоуверенность... Читать далее
Специалист широкого, но не очень глубокого...  · 27 июл 2017

Среди синологов и религиоведов до сих пор идёт спор - можно считать конфуцианство религией или нет? Если принять первую точку зрения, то имеем прекрасный пример религии без сверхъестественного.

много читаю, смотрю научные лекции в удовольствие  · 27 июл 2017
Сугубо исходя из определения слова "религия" ( — одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, покоящихся на вере в чудодейственные СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ силы и существа (боги, духи), которые являются предметом... Читать далее