Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Существуют ли компьютерные игры, которые могут считаться произведениями искусства?

Искусство и культура+2
Анонимный вопрос
  ·   · 4,4 K
Социальная психология. Маркетинговые и социальные...  · 24 сент 2019

На этот вопрос очень сложно ответить, потому что он порождает много других. В их корне - нечеткость определения и  восприятия понятия "произведение искусства":

  1. Визуальная составляющая? Упираемся в то, что цифровую графику зачастую считают вторичной по отношению к "физической".

  2. История?

2.1 Можно ли воздавать должное играм, которые созданы на основе других форматов, т.е. не являются самостоятельной разработкой? (самый простой пример - игры по Ведьмаку как прямое продложение книг, начинающиеся ровно с момента окончания пятого тома).

2.2 Как правильно оценивать проактивный элемент игр? Да-да, я в курсе, что зритель так же важен, как и автор. Но когда говорят такое, чаще всего имеют в виду культурный багаж и умение рефлексировать, а не увлеченное надевание ведер на головы прохожим, выбивание маунта и крошение 123874 мобов для сайдквеста.

Ну и если уж совсем докапываться, то что берем как ориентир для искусства - "Рождение Венеры", или пейзажный этюд кого-нибудь из малых голландцев тоже сойдет? Потому что очевидно, что "Венер" на свете в принципе очень мало, но глаза устремлены именно на них.

И последний фактор, который актуален для искусства, - время. Обычно для признания чего-то выдающимся образцом Х, наобходимо некоторое время, некоторое количество вздохов и кивков экспертов и сохранение актуальности спустя Y лет. В Сикстинской капелле спустя 500 с лишним лет после ее росписи стоишь с открытым ртом. Игры же устаревают гораздо быстрее. Десять лет - ностальгический антиквариат, двадцать - седая древность для упоротых.

Если посмотреть списки игр, которые предлагаю в качестве "произведений искусства", то там примечателен следующий подход: включение нескольких раскрученных тайтлов, которые можно назвать более-менее общим местом, и довольно нишевые игры, выбор которых говорит больше об авторе, чем о самих играх. Устоявшегося списка нет.

Примеры первого - Bioshock, Ведьмаки, различные части Зельды, различные части TES, Life Is Strange

Примеры второго - Papers Please, Grim Fandango, Limbo, Hollow Knight, Ori and The Blind Forest.

Я как человек измученный нарзаном психологическим образованием ценю в искусстве катарсическую функцию, и на мой взгляд, и визуал, и сторителлинг должны подводить к возможности что-то прожить через экранные переживания, пропустить через себя эмпатически чужую историю. Вот когда подмывает погуглить дальнейший поворот потому что жаль не наработанные плюшки, а птичку; когда вроляешься и начинаешь делать выбор от лица персонажа, а не из своих соображений; когда хочется с кем-то об этом поговорить - вот тогда можно говорить об искусстве.

Мой (неполный) список искусстваби чем дальше, тем более лень мне расписывать)):

1) Ведьмаки. Не скрываю, я большой фанат серии - именно из-за того влияния, которое она оказывает на неокрепший мозг.  При первом прохождении третьей части я случайно выбила наиболее неблагоприятный для меня исход. Было 8 утра (и не потому, чтоя рано встала, чтобы поиграть, ггг), передо мной была последняя вилка выбора, один вариант был вроде как лучше, но означал бы дополнительные 30-40 минут, второй привел бы сразу к финальной части. Я выбрала второй только из-за этих соображений. Закончилось все для меня плохо. И , на финальных кадрах я натурально плакала, обняв монитор. К счастью, нашелся подходящий по времени сейв и удалось сразу перепройти "как надо". Прошло несколько лет, а я до сих пор ежусь, вспоминая тот шквал.

2) Papers, Please. Бомба упала где-то совсем рядом с личными страхами. Слишком близко к историческому прошлому.

3) Stanley Parable - принятие решений в ситуации неопределенности, слов четвертой-пятой-шестой стены и четкое понимание "не хочу, чтобы так".

4) The Talos Principle

5) Dark Souls

6) GRIS

Это первое, что пришло в голову без подглядываний и долгих размышлений.

Зато в моем списке не будет, например, TES, потому что "крутая игра" не равно "искусство". И Не будет обожаемых мной Tales From The Borderlands, потому что "круто развлекющая игра" тоже не равняется.

life is strange - серьезно? кино про подростка вместо игры? GRIS -мультяшная-то которая, замыленная и в плохой... Читать дальше
Веб-разработчик, геймер, специалист по этике  · 26 мар 2022
Конечно, существуют. Ведь компьютерные игры это и есть искусство, такое же, как картины, музыка и литература. Хотя бы по той элементарной причине, что любая компьютерная игра сочетает в себе все эти три компонента. Да ещё и... Читать далее
Деятель искусств https://vk.com/nora_inu_cobo.  · 25 сент 2019
Вообще считаю, что об искусстве нужно спрашивать у тех, кто его делает, потому что тот кто не делает - потребляет. А для потребителя искусством может выступать все то, что его развлекает. А все то. что он не смог полюбить - для... Читать далее
Ну... 1. Игры серии Total War начиная с Empire. Отличные стратегии, одним словом.  2. Игры Call of Duty начиная с Call of Duty 4, с Call of Duty World War, и Call of Duty Modern Warfare 1 и 2, а особенно Call of Duty Infinite... Читать далее
Тут на самом деле каждого свое произведение искусства
Безракетный космонавт  · 25 сент 2019
Да и немало благодаря совершенствованию графических технологий с каждым годом их появляется всё больше. Ценность каждой игры, как произведения цифрового искусства каждый геймер для себя определяет сам - кому-то важна... Читать далее
Игры как предмет искусства тема животрепещущая, и вызывающая дикие приступы сокращения нервных окончаний у отдельных геймеров-ценителей, любящих разные жанры, разные франшизы, разных разработчиков. Если очень кратко охарактеризо... Читать далее