"Этого не может быть потому, что не может быть" ‒ вот основной аргумент противников "булгаковской версии" написания "12 стульев" и "Золотого Теленка".
При этом какого-то серьезного разбора, приводимого противниками "булгаковской версии" нет. Хотя есть книга Ирина Амлински (автора теории), есть цикл публикаций философа и литературоведа Дмитрия Галковского, есть публикации специалиста по мистификациям Владимира Козаровецкого.
Т.е. тема достойна обсуждения. Но нет, обсуждать такое можно только как крамолу, коротко и не разбирая детали... Иначе сколько авторитетов окажется тогда в неудобном положении. Особенно среди тех, кто является одновременно специалистом по Булгакову и ИльфуПетрову...
В качестве примера можно вспомнить Дмитрия Быкова, который в недавней публикации про Катаева в очередной раз с порога отмёл "версию Булгакова". А единую стилистику Булгакова и ИльфаПетрова объяснил тем, что "известно что произведение Ильфа и Петрова понравилось Сталину. Булгаков очень хотел тоже понравиться Сталину, поэтому подражал коллегам по Гудку". Ой ли...
Тут интересно, что "заимствовать" у "гениальных" коллег-гудковцев Булгаков начал еще до написания ими "12 стульев" (опубликован в 1928). А как еще можно объяснить, что фамилия афериста-аристократа из булгаковской "Зойкиной Квартиры" Обольянинов сильно напоминает фамилию Кисы Воробьяненова. Совпадение? Может быть. Вот только еще один из главных персонажей пьесы ‒ Александр Тарасович Аметистов по поводкам очень напоминает Остапа Ибрагимовича.
«__**Ах, Ницца, Ницца, когда же я тебя увижу**__»,
— говорил обаятельный прохиндей Аметистов из пьесы Булгакова «Зойкина квартира». Ничего не напоминает? Нет? ;)
Тут есть небольшой ключик. В первоначальном варианте фамилия Аметистова должна была звучать как Фиолетов. Фиолетов ‒ это псевдоним Натана Беньяминовича Шора - друга Валентина Петровича Катаева. Катаев же старший по официальной версии нанял "литературных негров" Ильфа и Петрова писать 12 стульев, используя биографию брата Фиолетова ‒ Осипа Шора ‒ "официального" прототипа Бендера.
Собственно, сам Булгаков, по мнению ряда критиков, вывел Фиолетова в своем "Мастере и Маргарите" в образе "Фиолетового рыцаря", который неудачно пошутил. Пошутил он видимо в стихе про "деревянные фаготы", накликав свою смерть (Натан Шор был убит, когда работал в Одесском УгРо в 19-м году). По версии критиков, историю про Фиолетова Булгакову мог подсказать Катаев, с которым они были дружны. Он же якобы рассказал другу про Остапа Шора, которого тот вывел в Зойкиной квартире под Фамилией Аметистов... В общем, булгаковщина какая-то).
Интересно, что в качестве контраргумента "булгаковской версии" часто приводится шутка про Пушкина и Дюма, где якобы один писал за другого. Шутка эта должна как бы опровергать булгаковскую версию. Вот только, Дюма во всю пользовался трудом "литературных негров". И даже судился с одним из них. Пушкин же сам активно участвовал в литературных мистификациях. К числу признанных академической наукой относятся "Повести Белкина", к числу не признанных, но вероятностных ‒ сказка "Конек-Горбунек".
А что там с литературными неграми в истории с "12 Стульями"? Кто вообще такие Ильф и Петров, ставшие классиками русской литературы? Один ‒ милиционер/тюремщик, переманенный братом в журналистику (успевший посидеть в подвале Одесского ЧК). Второй ‒ до поры неудачливый провинциальный журналист, ходивший вначале в тени своих известных братьев Файнзильбергов, потом в тени «взявшего его в дело» Катаева, а затем в тени «литературных братьев Ильфа и Петрова». С писателем Евгением Петровым он до конца жизни был на «Вы». Причем, застенчивый Ильф писал доклады для литературных собраний, а Петров с ними выступал.
После смерти Ильфа ‒ Евгений Петров вынужден был «всё начинать сначала». Однако «сформировать в себе привычку писать в одиночестве он так и не сумел; порой Евгений Петрович приглашал в гости друзей только ради того, чтобы в их присутствии приступить к работе. В конце 1930-х годов у него появился другой соавтор — Георгий Мунблит»
Кроме двух гениальных романов на пару ИльфПетров при жизни тандема написали «Одноэтажную Америку», а также несколько еще значительно более слабых вещей.
А как сложился творческий тандем? По официальной версии, Катаев пригласил своего брата Катаева и своего друга-сподвижника Ильфа побыть "литературными неграми" для того, чтобы от его имени написать роман про стулья, вставили детали из биографии младшего брата Шора. Но те так увлеклись, что сами написали роман. Якобы...
Т.е. почтенной публики уже в предисловии говорят, что ее водили за нос. А она умилится от удовольствия. Прямо как сеансу черной магии» с ее разоблачением, которые демонстрировал месье Воланд...
На фото: Михаил Афанасьевич Булгаков в компании жены и друзей. Капитанская фуражка без кокарды в наличии. Желтые ботинки и медицинский саквояж (атрибут я бывшего доктора) в наличии тоже имелись
Отличный аргументированный ответ!
Да, я слышал про такую версию. Но в нее не верю. Стиль совершенно не булгаковский, и юмор не его. Очевидно, что романы написаны типичными газетчиками, навострившимися на фельетонах. И в повествование вставлены хорошо знакомые им реалии.