Понятие "объективная реальность" в эпоху Просвещения воспринималась по-разному, поэтому эти идеи легли в основу онтологического представления и оказали влияние на развитие многих научных теорий.
"Реализм" в своём общем историко-философском смысле является точкой зрения реальности, утверерждающее позицию на личное бытие действительности, лежащей вне сознания. Эта действительность может пониматься как материальная или идеальная. Поэтому появляется проблема в понятии, что есть "реализм", к какому субстрату отнесено это понятие. В этой связи, появляется огромное количество философских идей как материализма так и идеализма и соответственно возникают проблемы в онтологии, а позднее и в гносеологии.
Онтологический "реализм" был методологической основой не только религиозной философии, но и мыслителей вне религиозного направления: Герцен, Чернышевский, Лавров, Плеханов. Диалектический "реализм" , антропологический, материализм, диалектический материализм представляет собой вехи развития онтологического "реализма" в объективно - рационалистической и позитивитской формах. Если в религиозной онтологии обращали особое внимание на имманентную сторону бытия, интуитивный способ постижения всеединства и в этом виделась предпосылка для выхода в реальность, то для иррелигиозной онтологии предметом исследования была объективная, то есть внешняя данность человеку единого бытия и природы. Поэтому в концепции диалектического реализма А. И. Шерцена исходной позицией выступает идея изначального единства природы и мышления как начала истории. Плеханов: "Материальными предметами, мы называем такие предметы, которые существуют независимо от нашего сознания, действуя на наши чувства, вызывающие в нас известные ощущения, в свою очередь, ложащиеся в основу наших представлений о внешнем мире, то есть о тех же предметах материальных, а равно и об их взимоотношениях".
Гогоцкий отнёс понятие" "реализм" к истории познания и метафизике, при этом предмет познания слагается только из вещественной массы, данных для чувственного наблюдения не имеет в себе ничего самостоятельного и поэтому познание есть только продукт действия вещей на наши чувства. Далее происходит раскрытие дальнейшего смысла слова "реализм" и рассмотрение реализма в отношениях между субъектом познания и вещью(объектом) , или предметом познания(субъект - объективное познание). Признание вещи, вещества за исходное основание познания, а сознание человека как только упорядочивающего звена в этой модели (отражение окружающей действителености), это и есть по Гогоцкому "реализм". Таким образом Гогоцкий свёл вопрос к проблеме гносеологической и ограничился анализом позиции Локка, Канта, Шеллинга, Гегеля. Гегель, Шеллинг пытались найти основу единства реализма и идеализма и именно поэтому появилась проблема начала в гносеологии. Поэтому феноменология сумела показать," что схема пустой перспективной среды, какой наивно у сознанающего рисуется пространство, натуральное и изотропное вместилище вещей, есть чистая фикция" (Бережков Ф. Ф., Субъективны ли чувственные качества, Пути реализма). Н. Лосский говорит, что условия существования всех конкретных целых вещей событий, проистекающих в нашем трёхмерном мире, находятся за пределами трех измерений. Роль теории знания в вопросах, касающихся онтологии и других наук, состоит лишь в том, чтобы формулировать свои требования и предьявить их к сведению других наук.
Онтология должна показать, что события прошлого, с одной стороны, навеки сходят со сцены, а с другой стороны навеки остаются наличными, сверхвременными, так что акт сравнения, приводящий к возникновению суждения, "может совершиться не в то время когда совершалось обсуждаемое событие, и тем не менее может содержать в себе наличное бытие. Точно так же акт суждения может продолжаться одну секунду и тем не менее содержать в себе знание о вечном" (Бережков Ф. Ф.) .
И как из существования "я " Вы делаете вывод, что то, что окружает "я" и им не являтся, есть именно то, что "я" о этом думает?