философия пытается создать непрерывную цепочку умозаключений, что требуется из "научного" характера философии, как дисциплины. Философ исходит из того, что мир познаваем, даже если речь идет об агностицизме. Потому что хотя бы для того, чтобы декларировать агностицизм нужна определенная порция последовательных тезисов и доказательств. Короче, философия - это непрерывность. Искусство гораздо свободнее в своем высказывании. Ему не нужны доказательства. В крайних своих проявлениях - это чистое высказывание, текст, как таковой. Но так же, как и философия, искусство - "материально" в своем проявлении. Текст должен быть проявленным, чтобы быть считанным. Религия же - это отсылка к "неописуемому", не смотря на то, что религия использует атрибутику философского дискурса и инструменты искусства - в глубокой сути религия опрокидывает все "материальное", обращаясь, в конечном счете, к абсолютно духовному, которое неописуемо и переход к которому возможен только опрокидыванием всего описуемого, то есть, актом абсолютной жертвенности. Религия - подлинная акция, в отличие от философской спекуляции и моделирования искусства. Подлинная акция - как истинное и единственное и всеобъемлющее движение, которое невозможно подготовить, реализовать последовательно, но которое может быть только "квантовым скачком" - моментом внезапного и неописуемого прерывания старого трека и перескока на Новый (пользуясь аналогией из квантового мира).
Религию невозможно заменить ни искусством ни философией. Религия, которая будет модернизировать свои взгляды, или лучше сказать сопоставлять с научной картиной мира, не перестанет быть нужной.