СИ говорят, что учение о Троице не имеет библейского основания и высосано из пальца. Насколько это соответствует действительности?
Я не имею права критиковать любую из церквей и отельных людей, но факты говорят сами за себя. Свидетели Иеговы запрещены в ряде стран. Их учение походит на секту и не основывается на Библии, то есть в корне отличается от того, чему учил Христос.
Господь предупреждал о появлении лжеучителей и лжеучения еще во времена его земного служения. И чтобы они не увлекли нас и не ввели в заблуждение, Он наставлял:
"Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света" (Ис 8:20).
"И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших" (2-е Петр. 1:19).
Нужно поступать, как еллины.
"Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так" (Деян. 17:11).
Они, по-видимому, подвергали сомнению даже то, что им говорили апостолы. И обращались не к другим учениям или учителям, священнослужителям, а к настоящему источнику истины - Слову Божьему. И сравнивали услышанное с написанным.
Апостол Павел также предостерегает, что даже сатана и его ангелы могут иметь вид благочестивый. Но это не повод им верить и следовать за ними.
"Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:6-8).
"И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (2-е Коринф. 11:14).
А теперь на счет Троицы. Бог един. Отец, Сын и Святой Дух — единство трех совечных Личностей. В противоположность язычникам, окружавшим израильтян, этот народ верил в одного Бога (см. Втор. 4:35; 6:4; Ис. 45:5; Зах. 14:9). Понятие о единобожии подчеркивается также и в Новом Завете (см. Мк. 12:29-32; Ин. 17:3; 1 Кор. 8:4-6; Еф. 4:4-6; 1 Тим. 2:5). Эта монотеистическая убежденность не противоречит христианскому понятию о Триедином Боге, или Троице — Отце, Сыне, Святом Духе. Оно лишь подтверждает, что других божеств, кроме Него, не существует.
Хотя в Ветхом Завете нет точного указания на Триединство Бога, все же косвенные намеки на то, что Божество состоит не из одной Личности, имеются. Иногда писатели Библии передают прямую речь Создателя с использованием местоимений и падежных окончаний множественного числа, как например:
«Сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 1:26).
«Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22).
«Сойдем же» (Быт. 11:7).
Иногда ангел Господень отождествляется с Богом. Явившись Моисею, Ангел Господень сказал:
«Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6).
В разных местах Священного Писания о Духе Божьем и о Боге говорится как о разных Личностях. В истории творения «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Некоторые тексты говорят не просто о Духе, но об участии Третьей Личности Божества в Божьем деле спасения:
«И ныне послал Меня (Сына Божьего) Господь Бог (Отец) и Дух Его (Святой Дух)» (Ис. 48:16).
«Положу (Отец) Дух Мой на Него (Мессию), и возвестит народам суд» (Ис. 42:1).
Первое пришествие Христа открывает нам истину о Триедином Боге гораздо яснее. Апостол Иоанн показывает, что Божество — это единство трех взаимовечных Личностей: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Между этими Личностями существуют уникальные и таинственные взаимоотношения.
Между Личностями Триединого Бога разобщения не существует, однако каждая Личность имеет Свои Божественные полномочия и свойства. В человеческом обществе верховная власть сосредоточена в руках одного лица — президента, царя или премьер-министра. У Бога верховная власть принадлежит всем трем Личностям Божества.
Хотя Бог существует не в одном Лице, Он един в целях, мыслях и характере. Это единство не устраняет особенностей Личностей Отца, Сына и Святого Духа. Факт существования разных Личностей Божества не противоречит идее единобожия, которая подчеркивается в Писании, свидетельствующем, что Отец, Сын и Святой Дух — Бог единый.
Между Личностями Божества существует распределение функций. Видимо, Отец действует как источник, Сын — как посредник, а Дух — как приводящий в исполнение.
Воплощение прекрасно отобразило взаимоотношения трех Лиц Божества, основанные на общем служении. Отец отдал Своего Сына, Христос отдал Себя, а Дух сделал возможным рождение Иисуса (см. Ин. 3:16; Мф. 1:18-20). В словах ангела Марии ясно показано участие всех трех Личностей Божества в таинстве боговоплощения:
«Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
Каждое лицо Божества присутствовало при крещении Христа: Отец, поддерживающий Сына (см. Мф. 3:17), Христос, крестившийся как пример для нас (см. Мф. 3:13-15), и Дух, наделяющий Христа Своей силой (см. Лк. 3:21, 22).
К концу Своей земной жизни Иисус обещал послать Святого Духа как Советника, или Помощника (см. Ин. 14:16). Несколько часов спустя, находясь на кресте, Иисус воззвал к Отцу:
«Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил» (Мф. 27:46).
В этот кульминационный для спасения человечества момент Отец, Сын и Святой Дух были вместе.
Сегодня Отец и Сын достигают нас посредством Святого Духа. Иисус сказал:
«Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).
В апостольском благословений упоминаются все три Личности Божества.
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).
Первым упоминается Христос. Бог общался и общается с человечеством через Иисуса Христа, Бога, ставшего человеком. Хотя в спасении человечества участвуют все три Личности Божественной Троицы, только Христос жил и умер, как человек, став нашим Спасителем (см. Ин. 6:47; Мф. 1:21; Деян. 4:12). В Писании сказано: «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19), и поэтому Бога мы также можем назвать нашим Спасителем (см. Тит. 3:4). Он спас нас через Христа Спасителя (см. Еф. 5:23; Флп. 3:20; ср. Тит. 3:6).
В деле спасения людей каждая Личность Божества выполняет Свою особую задачу.