С какими хотим, с такими и контактируем. С какими не хотим, контактируем тоже, поскольку живем в основном в интернете. А до этого жили в мире всегда включенного радио.
Некоторую углубленность этого вопроса я бы поискал в наших реакциях на желаемое и не желаемое. Точнее, только на не желаемое, с желаемым и так все ясно.
Когда возникали теории искусств, ко встрече с искусством принято было как-то готовиться. Даже ко встрече с кулинарией люди, судя по литературным источникам переодевались как-то специально. Не говоря уже о более редких вещах - о музыке, театре или живописи. Есть ощущение, что в старые-добрые люди как-то более эмоционально воспринимали искусство. Сам процесс был ритуальным, а ритуал, как не крути, настраивает. Даже тухлые помидоры, заботливо приготовленные на премьеру - и те говорят о наличии больших и мощных эмоций, которые непременно требуется выплеснуть. Кстати, помидоров на премьерах мне жаль. Этот аналог дизлайка куда действеннее и показательнее нынешних. И горе-художник поневоле задумается, а идти ли в очередной раз в министерство культуры с просьбой о бюджетной поддержке, да и министерство задумается, а стоит ли вкладываться в помидорную премьеру. Опять же в требование о возврате не целево потраченных средств можно и стоимость потраченных помидоров вложить. А в случае с киношниками еще и химчистку экранов в кинотеатрах.
Но вот как мы научились отключаться от навязчивых искусств - это предкам и не снилось. Скажем, многие ли знают, что у них на рингтонах в телефонах стоит? Мы это только как сигнал снять трубку воспринимаем, а это, может быть Моцарт! Или Бетховен. Оно конечно, можно и самому рингтон выбрать, и даже по смыслу подобрать специальный для каждого собеседника, но и этого хватит на пару звонков. Дальше - просто сигнал. Шум без признаков искусства.
Мне это кажется естественным ответом на завиральные идеи самого искусства занять в нашей жизни не предусмотренное для него место. Изо всех щелей на нас вылезают "художники", пытающиеся превратить в явление, если не в произведение искусства любую бытовуху, а мы в ответ научились даже стоящее искусство превращать в бытовуху.
Тут как-то случился разговор о том, не исчезнет ли какой-то вид искусства в обозримом будущем. Я тогда ответил, что исторических прецедентов нет. Если уж что-то из этого родилось и сформировалось, то некоторые качества Кощея у него гарантировано есть. Но вот угробить любое произведение хотя бы на время, хотя бы в точке пересечения с ним теперь умеет любой. И это - пока вовсе не изученный феномен взаимоотношений человека и искусства. На него бы и художникам, а не только психологам внимание обратить. Потому, что навязчивость искусства в местах, где мы для встречи с ним не готовимся специально, только растет, и, соответственно, растет и сопротивляемость этой агрессии. Глядишь, какому умнику придет в голову признать художественное преследование человека в быту терроризмом, а это - тяжелая статья. По ней даже соучастником идти - и то десять раз подумаешь. Слышали, художники? Думайте, кому продаться.