Одним из самых интересных исторических маркетинговых ходов, которые мне нравятся, была история с продвижением мятных леденцов Life Savers в 30-е годы. Это круглые леденцы с дырочкой внутри.
Несмотря на то, что в компании возлагали большие надежды на этот продукт, он не пошел. Несмотря на низкую стоимость в 1 цент, покупатели не хотели покупать конфеты с мятным вкусом - до этого все производители делали только сладкие леденцы. Тогда в компании придумали шикарный трюк. В ту пору все цены в магазинах США были установлены таким образом, чтобы всегда оставался 1 цент сдачи. Договорившись с самыми крупными магазинами, компания стала "выдавать" свои конфеты вместо сдачи. Потребитель охотнее брал конфету вместо одного цента. А поскольку продажи в супермаркетах были большими - это был самый любимый канал для американцев, естественно, продаваться "мятные леденцы с дырочкой" стали на миллионы.
Еще один прием я активно использую на предприятиях общепита. лучше всего он работает в кафе или кофейнях.
Предположим, за кофе посетитель должен вам заплатить 185 руб. Он дает 200 рублей, а 15 рублей ему надо дать сдачи. Обычно, продавец начинает лихорадочно суетиться, искать мелочь. Причем рассчитаться надо обязательно. В противном случае — это нарушение кассовой дисциплины и штрафы от фискалов, если вдруг недовольный посетитель настучит на вас например, в Роспотребнадзор. При этом, некоторые клиенты реально бывают недовольны тем, что вы насобирали эти злосчастные 15 руб. монетами по 50 копеек или 1 рублю.
Мой способ позволяет не мучаться с мелочью, легко внедрить механизм допродажи, а заодно поднять средний чек на несколько процентов.
Порядок такой:
Купить порционные шоколадки по 5 г. Например, в "Метро" пакет 160 шт, цена 1 шт = 4,3 руб.
Кладете эти шоколадки в банку рядом с кассой, ставите ценник — 1 шоколадка = 10 руб. А когда надо выдать сдачу, говорите посетителю: «Вы знаете, у меня нет мелочи для сдачи. Давайте, я вам дам на сдачу 2 шоколадки».
Посетитель смотрит, что 2 шоколадки ему обошлись бы в 20 руб и с удовольствием соглашается их получить вместо положенных 15 руб сдачи. Таким образом, средний чек увеличивается на 15 руб. (+8%).
Считаем экономический эффект: С учетом себестоимости шоколадки 4 руб х2 = 8 руб., вы получили 7 руб чистого дохода (+4% рост продаж).
И все довольны!