Как ни странно, но начинать роман с Набоковым с его самых глубоких романов - с точки зрения языка и онтологии - нельзя. К таковым, чаще всего, относят романы русского периода, написанные в Берлине и Париже: "Машенька", "Король, дама, валет", "Камера обскура", , "Отчаяние", "Подвиг", "Защита Лужина", "Приглашение на казнь" и "Дар". Последние три наименования - величайшее наследие мировой литературы, но если Набоков вам пока в новинку, лучше выдохнуть и отложить знакомство с ними до лучших времен.
Начать лучше с "Лолиты". И тем, у кого есть силы и время копаться в набоковской метафизике, и эстетам, роняющим слезы восторга от его складных слогов, и просто тем, кому хочется прочитать что-то по-русски хорошее и по-западному стильное.
Если понравилось - смело берем в руки "Защиту Лужина". В идеале во время чтения этой книги должно появиться ощущение, что вы начинаете наконец врубаться в художественную онтологию Набокова, чувствуете различие между обыденной реальностью и реальностью человека-творца, гонитесь за смыслом, не видите его, сочувствуете Лужину - так начинается любовь навсегда.
Следующий шаг - почувствовать себя Набоковым. Читаем "Другие берега" (это самая интересная автобиография в мире) и "Дар".
Когда поймете, что готовы, берите "Приглашение на казнь". Прочтите его дважды, трижды - сколько угодно раз, пока не начнете, как писал сам Набоков, вскакивать со стула и ерошить на себе волосы.
И да - не ищите в книгах Набокова "его" смысла. Ищите свой.
Моя самая первая книга у Набокова была "Другие берега" - автобиографическая. Она же до сих пор и самая любимая. Может быть, не самая логичная очерёдность чтения, но я ни о чём не жалею.