Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Различается ли, с точки зрения психоанализа, переживание Эдипова комплекса у детей разной сексуальной ориентации?

ПсихологияПсихоанализ
Дина Зеленодворская
  ·   · 2,9 K
Школа априорного мышления, продуктового...  · 13 мая 2022  ·
vsem_deneg
С точки зрения психоанализа – не знаю, поскольку психоанализ – это многотомное, многорукое многоглазое направление, которое развивается сотню лет. Тысячи психоаналитически ориентированных авторов наверняка по-разному представляли ответ на этот вопрос.
Первое, чего не поняла: «переживание» – в значении «поведение» или «ощущение»? То есть, вопрос про то, «как выглядит (ведёт себя)» ребёнок, переживающий комплекс, или «как им ощущается, воспринимается влечение к родителю противоположного пола». Предположу, что вопрос про ощущения.
С моей точки зрения на вопрос не представляется возможным ответить.
  1. Нет способа «залезть в голову ребенку» и узнать, что он переживает. То, что он демонстрирует – игра, копирование, отражение значимого окружения.
  2. Даже если бы была возможность «считать переживания», неизвестно, рефлексируют ли дети свои переживания. Многие исследователи полагают, что не рефлексируют. Дети в детстве интуитивны, непосредственны. Они погружаются в игру жизни, не анализируя, не оценивая переживания. Способность абстрагироваться от переживаний, чтобы их распознать и осознать, согласно учебникам развивается позже. Поэтому вряд ли они что-то чувствуют по поводу собственных переживаний. Они как бы «внутри». Иными словами, если бы можно было узнать, что проживает ребенок, это не дало бы ответа, как он переживает то, что переживает.
  3. Сексуальная ориентация у детей не определена. Согласно моим познаниям, ребенок на разных стадиях психосексуального развития примеряет на себя разные роли. Он поочередно позитивно или негативно отождествляется с отцом, матерью, собственными ощущениями, ролевыми играми. Он как бы «проигрывает» все аспекты отношений, пока не сформирует собственную модель.
То есть, в детстве комплекса еще нет. Все происходит естественно, комплексы формируются позже, как защитные, реактивные новообразования. Как реакция «столкновения» собственных формирующихся желаний, стремлений, моделей и внешних притязаний / ожиданий / морали. Комплекс возникает «задним числом».
Я бы предположила, что в комфортной разнополой семье ребенок по очереди примеряет на себя «влечение к маме», «влечение к папе», «отвлечение от мамы», «отвлечение от папы», пока со временем один из сценариев не «наберет больше очков», не станет доминирующим. То есть, пока человек не определится с ориентацией.
Если семья гомосексуальна, ребенок того же пола, что и оба (или более) родителя, тогда у ребенка нет возможности испытать либидинозную привязанность к родителю противоположного пола. В связи с отсутствием родителя противоположного пола.
Гипотетически, если у сына два папы, один из них более мужественный, другой более женственный, наверное на архетипическом (бессознательном) уровне может «проиграться влечение» к аниме и анимусу («мужскому» и «женскому» началу).
Если брак групповой и все члены группы / племени являются родителями всех детей, ребенок попросту не имеет опыта пребывания в реальности, где есть «свои», «родные» родители.
Трудно сказать, испытывает ли такой ребенок либидинозную привязанность ко всем старшим представителям племени противоположного пола.
Брак может быть полиандрическим (одна женщина, несколько мужчин). Будет ли девочка, рожденная в таком браке, испытывать влечение ко всем мужчинам семьи, чувствуя «группового отца», или будет испытывать влечение к каждому по отдельности? Только к тому, кто лучше (хуже) относится или чаще (реже) общается?
К чему веду: не факт что эдипов и электрокомплекс являются естественными, биологически предустановленными. Возможно, они социально обусловлены для обществ, где традиционным является моногамный гетеросексуальный брак, и/или для обществ, которые выросли на «психоаналитической картине мира».
Считаю, что для формирования «маминой» или «папиной» сексуальности / ориентации необходим опыт эмоционального взаимодействия с родителями, участие в их общении, эмоциональном обмене.
Исторически дети не так давно стали «полноценной» частью общества. Их не всегда обучали, привлекали к жизни взрослых, демонстрировали разные образцы общения.
Выделяют разные исторические этапы, например, в публикации «История развития социального и правового статуса несовершеннолетних» такие:
  • инфантицид (с древности до IV века),
  • оставляющий стиль (IV-XIII век),
  • амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.),
  • навязчивый стиль (XVIII в.)
  • социализирующий стиль (XIX-XX вв.)
  • помогающий стиль (XX в.)
Согласно этому источнику до средних веков было нормой убивать неподходящих, ненужных, лишних детей. В некоторых традициях считалось, что у детей нет души.
При таком отношении мне сложно представить, что мама и папа демонстрируют свою любовь младенцу, тот «впитывает эмоции», потом проецирует их обратно на отца и мать.
Если представить, что влечение не содержит эмоций, это лишь телесная, биологическая реакция, вероятно ребенок это проживает как любой телесный позыв. Может удовлетворить – спокоен. Не может удовлетворить – испытывает дискомфорт. Захотел пописать, пописал, спокоен. Захотел покушать, не покушал – плачет. Если речь об эротическом возбуждении (если такое существует в детстве), не понятно, как бы ребенок мог его удовлетворить или не удовлетворить. Дети часто «играют» со своими половыми органами. Может быть, это и есть «удовлетворение». Может быть, это проявление неудовлетворенности. «Чешет то, что зудит».
Мне представляется, что либидо – это все-таки «психическая энергия», а не «телесный зуд». В некотором смысле «эмоциональное поле». И если ребенок не включен в родительское эмоциональное поле, он не будет проживать эмоциональную связь с родителями, у него не возникнет предпосылок к формированию комплекса.
Если все же представить, что:
  • ДА, комплекс влечения к родителям противоположного пола есть биологически у всех без исключения, даже если родитель неизвестен / отсутствует / гомосексуален или «групповой».
  • у ребенка независимо от возраста есть сексуальная ориентация.
Тогда, да, эдипов комплекс будет проигрываться по-разному у разных людей. И модель проигрывания будет зависеть от стадии психосексуального развития, от погоды, окружения, состояния тела, отношения близких и еще кучи факторов.
Наверное вы наблюдали, насколько разными бывают дети. Даже у гетеросексуальных моногамных пар дети одного пола совершенно непохожи друг на друга. У всех всё проигрывается и проживается и ощущается по разному.
Евгения ЕвдокимоваПерейти на wa.me/79164891084
Медицинский психолог  · 24 янв 2016
На дворе все-таки XXI век... Ну а вообще, Фрейд довольно широко понимал термин "сексуальное влечение". Эдипов комплекс - это некое естественное (биологическое) влечение мальчика к матери. Здесь явно не имеется в виду половое... Читать далее
Не совсем понимаю вашу ремарку про 21 век, ибо не являюсь сторонником данной теории, а спрашиваю скорее из... Читать дальше
канд. психол.наук, групп-аналитик, гештальт-терапе...  · 24 янв 2016
Очень интересный вопрос. Дело в том, что только у тех, кто прошел эдипальный период, формируется сексуальность в принципе. А во вторую очередь - сексуальная ориентация. Аналитики часто связывают особенности прохождения этого... Читать далее

А если поглощающая мать для мальчика, и слабый/отсутсвующий отец?