Но вот делать утверждения о том, что что то АБСОЛЮТНО ТОЧНО не существует, не можем вообще никогда, потому что абсолютная истинность такого утверждения не может быть подтверждена эмпирическим путем. Мы можем провести некоторое количество исследований, которые не выявят объект. Но мы не можем гарантировать что ни одно из последующих исследований также не выявит объект.
Гипотеза строится на существовании. То есть мы делаем предположение "когнитивная способность А может быть связана с физиологической особенностью Б" и проверяем эту связь. И либо обнаруживаем доказательство ее существование либо делаем вывод, что связи нет.
Таким образом исследования, направленные на поиск таких связей ищут не доказательства отсутствия, а как раз доказательства присутствия. И соответственно необнаруженные оных дает право говорить о достаточной уверенности в отсутствии (абсолютная истина, как известно, эмпирическим путем не познаваема).
вот пример. Два самых распространенных представления о гендерных различиях касаются речевых навыков и способностей к математике.
Довольно долгое время то, что мальчики и девочки имеют разные способности в этих сферах считалось объективным фактом. Это позитивное утверждение. Его истинность можно проверить. что собственно и сделали. И проверку это утверждение не прошло.
В 1988 году Дженет Хайд и Марсия Линн провели мета-анализ имеющихся на тот момент исследований гендерных различий в речевых способностях детей и взрослых. Анализируя отдельно исследования в соответствии с использованным методом тестирования речевых способностей, они обнаружили, что для пяти из восьми тестовых методик величина различия равна или близка к нулю. В целом, обобщая результаты исследований с разными методиками тестирования, они пришли к выводу, что даже небольших различий в речевых способностях между мужчинами и женщинами нет.
Стереотип о том, что мальчики чаще демонстрируют выдающиеся способности к математике, тогда как способности девочек скорее средние, поддержали авторы лонгитюдного исследования математически одарённых детей, проведённого в США в начале 1980-х годов. Математические способности мальчиков и девочек в этом исследовании оценивались по результатам стандартизированного теста SAT-M. При этом другие данные, собранные в ходе исследования, опровергают вывод о выдающихся способностях мальчиков по сравнению с девочками. Девочки — участницы исследования лучше, чем мальчики, справлялись с математическими заданиями в школе. Различий между мальчиками и девочками не было выявлено и в дальнейшей жизни: в университетах они выбирали математические курсы одинаковой сложности и получали по ним одинаковые оценки, а по окончании высшего образования одинаковое количество участников программы получали научные степени. Эти результаты показывают, что, несмотря на различия по тесту SAT-M, девочки и мальчики, участвовавшие в исследовании, осваивали высшую математику в равных количествах и с одинаковой успешностью.
Это доказательство отсутствия через проверку наличия.