Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Расскажите про недвойственность или адвайту.Это в буддизме такое?Можно ли переключатся из адвайты на дуальность и назад?

ПсихологияФилософия+3
Vasiliy Beks
  ·   · 2,6 K
И рогатое чувство Бога помыкает тобой, солдат... h...  · 19 мая 2018

Адвайта -- это философия недвойственности в индуистической философии, считается, что первым её озвучил Шри Шанкара, который выступил с критикой буддизма (а именно концепции анатмана -- отсутствии Атмана) и стал, фактически, зачинателем нового течения в индуизме, возродившим пришедшие в упадок на тот момент древние ведические традиции.

Да, понятие недвойственности постулирует отсутствие различий, мир видится и ощущается как Одно, Единое. Всё есть Атман, всё есть Я. Формула основная звучит как Тат Твам Аси -- Ты есть То. Однако надо понимать, что практический всякий философский концепт, философская система строится на абсолютизации одного или двух-трех базовых терминов, которые принимают характер первоосновы, первопричины всего и вся. Построение философии адвайты происходило с утверждением что всё есть Атман, и что всё, что не есть Атман -- есть Майя или иллюзия.

В свое время Будда шокировал современную ему общественность известием о том, что Атмана не существует как устойчивого вневременного образования, он выступил своего рода духовным революционером и, благодаря ему, ведической традиции пришлось много поработать, переосмыслить, налить в свои старые меха новое вино, которым и стала так называемая философия Адвайты.

Горячие публичные споры между Шанкарой и проповедниками буддизма собирали, по сегодняшним меркам чуть ли не стадионы заинтересованных искателей истины. Позиция Шанкары -- во многом обновленная и начиненная философской аргументацией, по сравнению с ведическими гимнами -- выглядела предпочтительной и более выигрышной для индусов, чем позиция буддистов. Да и мотивация реванша и обида за старинный авторитет Вед, видимо, сыграла, немалую роль в том, что философия Адвайты подняла национальную, в то время преимущественно мистическую традицию на качественно новый интеллектуальный, философский уровень.

Эти споры способствовали более глубокому осмыслению и пониманию феномена реальности, способствовали развитию изощренного абстрактного мышления, поскольку ставили на первое место не просто "голый" мистический опыт непосредственного познания, а опыт мистика, обогащенный интеллектуальным инструментарием.

Со своей стороны скажу, что буддисты настаивают на понятии "того, что есть", а сторонники адвайты постулируют реальность только "того, кто есть". Чувствуете разницу? Кто прав? 

Естественно, что для буддистов не существует, так сказать, "ктойности" бытия, для них есть только вечность, так сказать, одна только "чтойность". В свою очередь, проповедник недвойственности заявит, что в мире есть только "то (тот), кто есть", иначе говоря, чистая "ктойность". Из-за этого строились горы строгой логической аргументации и взаимной многоступенчатой критики позиций друг друга, а подспудно и различных производных вариантов этих позиций и философий...

Так, если "чтойности " (мысли, материи, абстракции, всего того, что есть) -- не существует, то, естественно, просачиванию её элементов как прародительницы всей "дуальности" мира в сознание человека нужно препятствовать, избегать не просто всякой мысли о ней, но и вообще избегать мыслей, кроме одной единственной -- Ты есть ТО (Атман). Т.е., нужно не распыляться на иллюзии и держать в голове только один объект внимания и почитания -- Атман, истинное "Я", которое во всех существах мира. Отсюда и выводы о том, что все материальное есть иллюзия, вся материя есть обман восприятия и, поэтому, недостойно внимания адептов адвайты.

Отсюда и принцип "вечного поиска" Атмана путем следования формуле "нети-нети", т.е., когда ни один из появляющихся в сознании объектов (внешнего или внутреннего мира) не принимается как "вот он, Атман!", а попросту игнорируется как "не то, не то...". Такой вот строгий поиск истинного Б-га с отказом от рассмотрения и приятия всех свойств и атрибутов среды Его пребывания. Собственно говоря, это и есть медитация с концентрацией внимания на Единственном, который вездесущ и обладает так называемой бескачественной природой ("ниргуна", т.е. отсутствием гун, качеств или признаков бытия). Именно поэтому "опознать" Его, опираясь на какие-либо признаки, нельзя. Именно поэтому ни одна мысль, ни одно писание, ни одна священная книга, никакой гуру ни на йоту не сможет "передать" это знание Атмана. Ищущий садхака только через свой собственный опыт может иметь шанс познать Атмана. Помощь различных книг и гуру, по большому счету, может быть только именно в развитии у своих подопечных способности быть стойким "фомой неверующим" в отношении всего и вся, которые пытаются выдать себя за Него. Ум как бы обучается смотреть на самого себя, на весь окружающий мир как на иллюзию, ничего не стоящую "чтойность" (изначально позиционируемую сторонниками Адвайты как дуальность мира).

Кстати, именно с точностью наоборот поступали и поступают (я тут транслирую сугубо свою точку зрения), адепты различных буддийских школ и направлений, устремляя свой поиск в сторону чистой "чтойности", напрочь отказывая в полноте существования "ктойности". Буддизм ищет ответ на вопрос "что есть истина", он заточен преимущественно на разрешение именно этого вопроса. Собственно говоря, именно поэтому буддийская философия более широка и онтологична, чем тот же атеизм и материализм, поскольку можно сказать, что буддийский концепт включает в себя весь атеизм как часть своего учения, но ни в коем случае как суть. Буддизм оттого и прижился в народе и стал популярным, потому что нивелировал кастовость, и является, по сути, философской демократичной традицией априори.

А философский концепт Адвайты в более широком рассмотрении включает в себя (с известными оговорками) все теистические традиции, которые посвящены культу Б-га. Т.е. всякая теистическая традиция, так или иначе, строит свою философию на примате "ктойности", поскольку отвечает (каждая по-своему) на вопрос "Кто есть Истина?".

Между тем, практически все философски развитые религиозные догматы включают в себя в качестве опорных абстрактных точек "троицу" или три базовые инстанции, в качестве которых выступают в разных эмпирических вариациях божественная "ктойность", божественная "чтойность" и некое божественное "связующее звено" в качестве посредника. Т.е., чистая философия Адвайты в этом изысканном тренде тринитаризма стоит особняком, настойчиво отрицая "чтойность" на онтологическом уровне (возможно это изначально психологически было связано с тогдашним противоборством с буддизмом, а потом уже исторически закрепилось). Адвайтисты и тогда, и сейчас являются (в отличие, например, от культа Кришны или Шивы), скорее элитарным направлением среди обширного комплекса индуистических религий, поскольку и в мыслях и в образе жизни отрицать материальные и прочие объекты (в поиске чистой субъективности как онтологического Субъекта) согласны только наиболее последовательные и стойкие санъясины. И да, ранний буддизм, скорее всего, тоже был жестко настроен против "ктойности" (ведь эта "фишка" была основной позицией их идеологических противников в виде проповедников ведической философии в индуизме), это уже потом, в так называемом "махаянском буддизме" появился феномен бодхисаттв как некоего связующего звена с онтологией "чтойности".

Отсюда какой вывод? Учитесь стойкости и тотальной медитативной концентрации на Едином у адвайтистов, а также учитесь искусству медитативной деконцентрации и растворения в реальности у их идеологических спарринг-партнеров -- буддистов. Философские машины адвайты и буддизма сродни, соответственно, пилотируемому космическому кораблю и беспилотной космической станции. Изучая их строение, не забывайте цели их создания: вывод сознания человека на орбиту истины. 

Размышляйте. Познавайте. Учитесь учиться.

Мир есть то, что есть. Мы есть те, Кто есть.

И да, разделение мира на адвайту и двайту (или реальность и иллюзию, или ктойность и чтойность) -- весьма абстрактно, а вот разделение на буддистов и адвайтистов весьма конкретно. Или, может, всё же наоборот, самое абстрактное является наиболее реальным?

По-моему, вы упрощаете буддизм, назначая предметом его рассмотрения только «что». Основой бытия в буддизме... Читать дальше
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой...  · 20 мая 2018
Нет, это не в буддизме такое, а в индуизме. В индуизме считается, что каждое Я — это частица бога. То есть бог разделяет себя на частицы, которые проявляются как разные Я. В буддизме — наоборот, считается, что каждый ум... Читать далее
Ну адвайта норм.В кристиянстве есть похожее. А буддизм - пиздец. Хз как жить в обществе будучи буддистом. И сиысл... Читать дальше
Недвойственность - это отсутствие в сознании различий. Весь мир выглядит совершенным единым механизмом, в нем нечего менять, не к чему стремится, нечего желать. Желание "вернуться в дуальность" не может возникнуть из такого... Читать далее

хороша у вас трава