Как уже правильно ответили остальные спикеры, основной отопитель салона современного автомобиля не потребляет топливо. Однако, давайте вернемся к конструкции автомобилей и разберем ответ более детально.
Для начала, зададим себе вопрос - зачем нужен отопитель салона или «печка». Очевидно, что он необходим в том случае, если автомобиль эксплуатируется в умеренном или прохладном климате. Обычно для нагрева салона автомобиля используется тепло, получаемое напрямую от двигателя.
Схема реализована очень просто: для охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС) используется жидкость, в роли которой может выступать вода или, что характернее для северных стран, антифриз - специальный хладгент с крайне низкими температурами застывания. Жидкость в двигателе нужна для того, чтобы отводить тепло от разогретых частей. Это происходит за счет давления, создаваемого приводимой от двигателя помпой. Жидкость циркулирует в закрытой системе и проходит через специальные каналы внутри самого мотора. Обычно, рабочая температура двигателя находится в пределах 85-105 градусов Цельсия. Вся система охлаждения устроена таким образом, что двигатель сам умеет регулировать температуру в требуемых значениях - превышение температуры может привести к закипанию хладгента (антифриза или воды) и выходу двигателя из строя в следствие перегрева. Органом, отвечающим за регулирование температуры в двигателе, является термостат - специальный клапан, регулирующий движение жидкости внутри системы охлаждения. Пока мотор холодный, жидкость курсирует по так называемому "малому кругу", в который помимо самого двигателя и шлангов системы охлаждения, входит еще и теплообменник (радиатор) салона автомобиля - или говоря иначе, «печка». При превышении определенного значения температуры, термостат открывается и жидкость начинает курсировать по большому кругу, в который входит также большой радиатор, расположенный в передней части автомобиля. Он необходим для охлаждения жидкости, что происходит как набегающим потоком воздуха, так и дополнительными электрическими вентиляторами, запускающимися самим автомобилем в нужный момент.
Соответственно, для того, чтобы отапливать салон автомобиля теплым воздухом, достаточно лишь включить вентилятор, установленный на салонном теплообменнике. При его включении происходит захват воздуха из окружающей среды, который поступает через салонный фильтр напрямую на горячий теплообменник, где непосредственно нагревается и затем, направляется в салон автомобиля. Водитель может регулировать скорость потока, создаваемого вентилятором, и с помощью системы заслонок, может направлять воздух в нужные части салона. Отсюда делаем главный вывод - для отопления салона автомобиля с двигателем внутреннего сгорания требуется только тепло, создаваемое самим двигателем при работе. Таким образом, включение «печки», реализуемое через включение нагнетающего поток вентилятора не приводит к дополнительному расходу топлива - расходуется лишь электроэнергия на работу самого вентилятора, которой, в общем-то в избытке у современного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
Самое интересное начинается в тот момент, когда мы захотим рассмотреть дополнительные системы отопления салона. Они необходимы, например, в салонах рейсовых автобусов. Двигатель такого транспортного средства не в состоянии "прокачать" теплом весь салон, да и к тому же тепло быстро улетучивается при регулярном открытии и закрытии дверей на остановках. Такие отопители могут работать как от электричества, так и использовать принцип сжигания жидкого топлива. Первые выгоднее, они компактнее и надежнее, вторые же требуют дополнительного ухода и сегодня практически не применяются. Классическим примером автомобиля, который оснащался топливным отопителем салона, следует считать ЗАЗ-968, который был оснащен именно таким механизмом со своим отдельным топливным баком.
Нужно понимать, что сегодня наш мир начинают завоевывать автомобили на электрической тяге. Принцип их работы серьезно отличается от обычных двигателей внутреннего сгорания, и что важно, сами электромоторы не нуждаются в столь серьезном охлаждении. Поэтому для отопления салона любого «электрического» автомобиля неприменима схема, используемая в машинах с ДВС. И единственным вариантом для нагрева воздуха в салоне в этом случае является электрический отопитель, который, как я уже говорил, расходует электрическую энергию. То есть, в случае с электромобилями, «печка» будет тратить «топливо», а точнее говоря - её включение приведет к снижению запаса хода.
Пожалуй, действительно самый исчерпывающий и краткий ответ на вопрос.
К предыдущему ответу я бы добавил ещё то, что при включённой печке двигатель гоняет охлаждающую жидкость по большему кругу и соответственно больший объём. Это тоже не значительное увеличение расхода но оно есть.
Да, но только в случае если автомобиль - это ЗАЗ-968. :)
У этого чуда советского автомобилестроения был автономный бензиновый обогреватель салона, который потреблял бензин.